После терактов в Париже французский президент Франсуа Олланд и некоторые другие лидеры стали говорить о необходимости включения России в широкую коалицию против ИГ. Однако не все в ЕС разделяют такое предложение, отмечая, что Российская Федерация сама является экспортером терроризма, она нарушила все международные нормы, аннексировав Крым и продолжая агрессию на востоке Украины.
На встрече с президентами Латвии и Эстонии глава Литвы Даля Грибаускайте заявила, что ее страна не будет «ни в каких новых коалициях, в которых участвует или хочет участвовать Россия». «До сегодняшнего дня Россия оккупировала территорию одной страны и ведет военные действия на территории двух стран: Украины и Грузии», — отметила Грибаускайте.
В свою очередь эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес назвал Россию агрессором. «Нам нужно серьезно обдумывать создание какой бы то ни было коалиции, в которой будет участвовать такой агрессор, как наш сосед», — резюмировал он.
А лидер Латвии Раймонд Вейонис подчеркнул, что ситуация в ЕС и у его южных границ не должна отвлекать внимание от Украины, сообщает Delfi. «Наша общая задача — сохранить вопрос об Украине в повестке дня ЕС до тех пор, пока Минские договоренности не будут полностью соблюдены», — сказал он.
Старший вице-президент Центра анализа европейской политики Эдвард Лукас сказал «Дню», что Литва проницательнее других стран по многим вопросам. «Вхождение в союз с одним террористическим государством (Putinistan) против другого (Assadistan) ничем хорошим не кончится», — подчеркнул он.
«НАША МИССИЯ — ПРОБУЖДАТЬ ЗАПАДНЫЕ СТРАНЫ»
Марюс ЛАУРИНАВИЧЮС, старший аналитик Центра исследований европейской политики (Вашингтон):
— Заявление литовского президента может существенно повлиять на позицию ЕС, который действует по принципу консенсуса. То же самое касается и санкций. Однако нельзя исключать, что такие страны, как Франция, начнут сотрудничество с Россией. Литва против этого.
Заявление Дали Грибаускайте — это последовательная политика Литвы. Такие слова наш президент и другие литовские политики повторяли не раз. Это наша миссия — пробуждать западные страны. Да, мы должны бороться вместе против международного терроризма, но Россия никак не может быть партнером в этой борьбе. Россия сама очень часто действует, как террористическое государство. Это тоже заявляла Даля Грибаускайте.
На Западе много недопонимания того, что делает Россия. То, что произошло в Париже, — очень на руку РФ. Ведь Россия сразу после терактов в Париже объявила, что закончила расследовать причины катастрофы своего самолета в Египте и что мы должны вместе бороться с терроризмом. Это — свидетельство того, что РФ была подготовлена к этому.
«БАЛТИЙСКИЕ СТРАНЫ ПОМНЯТ ПРО РОССИЙСКИЕ АМБИЦИИ В УКРАИНЕ»
Жаннетта ОЗОЛИНЯ, политолог, профессор Латвийского университета (Рига):
— Балтийские страны помнят о российских амбициях в Украине и оккупации Крыма. А это делает сотрудничество с Россией очень сложным. Сирия — платформа, где сталкиваются различные интересы. У европейских стран есть две опции: игнорировать Россию (это приведет к обострению конфликта в Сирии) или попытаться искать пути (не хочу говорить об альянсе с РФ) для возможных переговоров с Москвой по поводу Сирии.
Украина, к сожалению, не является ведущим игроком в таких антитеррористических операциях. Конечно, страны Балтии, Польша, и США не оставят Украину одну. В то же время только лишь евроцентристский подход может нанести ущерб европейской безопасности, а также процессам трансформации в самой Украине. Сейчас Украина может больше сосредоточиться на своих реформах и ускорить их, зная, что Россия не может воевать одновременно на всех фронтах. Украина должна играть более активную роль в процессах собственной трансформации.
«НАПОМИНАНИЕ НАШИМ СОЮЗНИКАМ, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ НЕКИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ...»
Кармо ТЮЙР, политолог Тартуского университета (Эстония):
— Нужно выделить две «реальности», которые не очень между собой стыкуются. Первая — уровень политических деклараций. Вторая — реальные действия. То, что мы сказали, что не будем участвовать в такой коалиции, если там будет Россия, — это было разумно. Таким образом, мы подали политический сигнал. В действительности мы, так или иначе, будем участниками этой коалиции, но это совсем другое. Это точно также, если задаться вопросом: возможна ли коалиция между НАТО, Россией и Китаем? На уровне политических деклараций можно сказать, что это реально. Однако на практике очень сложно представить, что страны Альянса будут делиться технической и военной информацией с Москвой и Пекином. Заявление президентов Балтии — это напоминание нашим союзникам, в том числе и Франции, что существуют некие моральные принципы, из которых нужно исходить.