Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стресс-тест для политики соседства

Эксперты «Дня» – о целях саммита в Риге
21 мая, 2015 - 09:44
Флаг ЕС

Сегодня в столице Латвии начнется двухдневный саммит Восточного партнерства, который будет четвертой встречей в верхах после начала в 2009 году этой программы. На эту шведско-польскую инициативу возлагалось много надежд. Шла речь о том, что она распространит сферу безопасности и благосостояния на Восток и одновременно приблизит восточных соседей если не к членству в ЕС, то, по крайней мере, к получению такой перспективы. На этом, в частности, постоянно настаивала Украина. Однако, вполне очевидно, что не произошло ни первого, ни второго и уже эксперты ставят вопрос о самом выживании Восточного партнерства. Не случайно из уст министра иностранных дел Латвии, которая председательствует в ЕС, прозвучала фраза о двухдневной встрече в верхах в Риге как «саммите выживания».

Украинские дипломаты, которые настаивают на получении во время Рижского саммита точной даты отмены визового режима с ЕС и перспективы членства, говорят о «провальном саммите».

Накануне многие эксперты, критикуя Европейскую политику соседства, в том числе по отношению к восточным соседям,  предложили способы спасения Восточного партнерства. Эксперт Центра Карнеги в Берлине Ульрих ШПЕК отметил, что ЕС должен определить цель для Восточного партнерства, которая, по его мнению, должна заключаться в следующем: интеграции, трансформации и сотрудничестве. Со своей стороны, Ян Бонд директор по вопросам внешней политики Центра европейских реформ назвал пять шагов для спасения Восточного партнерства. Он также считает, что Евросоюз должен определить цель партнерства. Во-вторых, четко дифференцировать отношения между партнерами и в частности в пресс-релизе опубликованном к саммиту, размыто говорится о «решительности ЕС проводить тесные и дифференцированные отношения». В-третьих, отмечает эксперт, нужна лучшая связь со странами-партнерами, чтобы предложения ЕС были четко понятными. И в этом контексте Бонд обращает внимание на вопрос перспективы членства. «В Договоре Европейского Союза четко говорится, что любое европейское государство, которое уважает европейские ценности и берет обязательство их распространять, может подавать заявку на членство в Союзе». Даже непрямой отказ от этого положения, усиливает российские аргументы: ЕС не хочет при любых обстоятельствах видеть восточноевропейцев в своем составе; и Восточная Европа является регионом «привилегированных интересов» России, как высказался в 2008 году тогдашний президент Дмитрий Медведев. «ЕС должен слезть с забора и сказать, что он будет держать двери открытыми для членства, сколько времени не отняло бы это у партнеров; и Россия не имеет права закрывать их», — отметил эксперт. В-четвертых, отмечает Бонд, ЕС должен перестать рассматривать Восточное партнерство как чисто техническое дело. И в-пятых, заканчивает эксперт, нужно обеспечить успех Украины.

Как видно из выше приведенного, у экспертов есть четкое понимание, что нужно делать для успеха Восточного партнерства. А как видят ситуацию с Восточным партнерством в самой Латвии? Об этом «День» спросил у латвийских политиков.

«ОДНОЙ ИЗ СЛОЖНЫХ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ЕС ЯВЛЯЕТСЯ ВОПРОС ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПРОПАГАНДЕ, КОТОРАЯ СО СТОРОНЫ РОССИИ РАБОТАЕТ ВО ВСЕМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОСОЮЗА»

«Мы до сих пор боремся за как можно лучшую формулировку, которая, по крайней мере, даст перспективу будущих шагов сотрудничества между странами ЕС и Восточного партнерства», — говорит спикер латвийского парламента Инара Мурниеце. — С самого начала председательства Латвии в ЕС мы изменили приоритеты и начали акцентировать внимание на борьбе с терроризмом и российской агрессией на востоке Украины. Мы были очень активными относительно того, что нужно реагировать на такие события как терроризм. Вторым приоритетом нашего председательства является деэскалация ситуации в Украине. Это заставило Латвию настаивать на том, как мы можем технически помочь Украине».

По ее словам, латвийцы выучили урок и начали значительно больше, чем раньше,  «думать о национальной безопасности и обороне нашей страны». «Восточная граница Латвии фактически стала восточной границей ЕС. Мы очень надеемся, что для всех наших европейских партнеров это будет таким же приоритетом в вопросах, которыми мы  ныне занимаемся, принимаем дополнительные меры для охраны границ Евросоюза. Гибридная война, которую мы сейчас наблюдаем в Украине, также находится на высоком месте в повестке дня Латвии. Мы думаем над тем, как противостоять не только внешним угрозам, но и внутренним, понимая реалии гибридной войны», — объясняет госпожа Мурниеце.

Она также рассказала, что латвийцы понимают и важность «домашней работы» — решение вопросов национальной безопасности внутри страны. Как следствие — страна увеличила оборонный бюджет и расходы на  структуры безопасности.

«Одной из сложных проблем для ЕС является вопрос противостояния пропаганде, которая со стороны России работает внутри страны и во всем информационном пространстве Евросоюза и, особенно, направлена против Латвии. Это очень «отравляет» нашу окружающую среду и это очень важная проблема, которую нужно ныне решить», — добавляет Инара Мурниеце.

По ее словам, — это один из вопросов, который Латвия проталкивает во время председательства и который каждый день становится все более важным, не только для наших соседей Эстонии и Литвы, но и для Германии, Польши и Британии. «Наибольшей проблемой для нас является российская пропаганда, поскольку линия обороны идет через сердца и умы людей. Вот почему это очень важно. И конечно, главной мишенью этой российской пропаганды является часть латвийского общества, которая попадает под влияние России», — отмечает собеседница «Дня».

Означает ли это то, что через российские СМИ и телеканалы, десятки которых транслируется в Латвии, увеличиваются пророссийские настроения в вашей стране? Госпожа Мурниеце ответила, что «это открывает умы многих людей здесь в Латвии, чтобы решить, кто есть кто».

— Каким может, по вашему мнению, быть результат этого саммита, потому что министр иностранных дел Латвии как-то сказал, что это может быть «саммит выживания», а украинские дипломаты вообще говорят о «провальном саммите», эксперты дают рекомендации как спасти этот саммит и в частности отмечают необходимость определения цели Восточного партнерства?

— Наиболее вероятно, что дискуссии относительно окончательного содержания декларации саммита будут завершены только на исходе этой встречи в верхах. Что касается моего личного мнения, участники саммита должны прибегнуть к необходимым шагам относительно углубления сотрудничества между странами Восточного партнерства и Европейского Союза. В то же время мы должны признать, что это точно будет компромиссное решение для всех стран-членов ЕС. Вместе с тем, действительно, нет общего ощущения понимания среди всех стран- членов ЕС  цели Восточного партнерства.

Но Латвия как страна, которая председательствует в ЕС, всегда настаивала, что в совместной декларации саммита нужно предложить больше практического сотрудничества со странами Восточного партнерства. И надеюсь, что на этом саммите восточным соседям будет предложено больше, на чем настаивают скандинавские и балтийские страны.

— В том числе перспектива будущего членства для Украины или, по крайней мере, упоминание в декларации статьи 49 Европейского договора.

— К сожалению, формулировки в окончательном документе не будут точными и очень конкретными, но мы как страна, которая председательствует, до сих пор боремся за как можно лучшую формулировку, которая, по крайней мере, даст перспективу будущих шагов сотрудничества между странами ЕС и Восточного партнерства. Поэтому мы продолжаем работать.

— А как относительно определения цели Восточного партнерства, как ее определил Ульрих Шпек: интеграция, трансформация и сотрудничество, вы упомянули лишь сотрудничество?

— К сожалению, этого вопроса нет в повестке дня. Лишь стремление, там нет более сильной формулировки.

***

«НАДЕЮСЬ, ЧТО БУДЕТ ОБЪЯВЛЕНА ЧЕТКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ОТМЕНЫ ВИЗ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»

По мнению экс-президента Латвийской Республики Вайри Вике-Фрейберги, саммит в Риге «вряд ли завершится декларацией о перспективе членства в ЕС для любой страны». «В Евросоюзе существует усталость расширения и он не готов к этому. Существует много проблем, которые нужно решить, а ЕС не готов с ними справиться. Но сам факт, что саммит проходит, свидетельствует о том, что страны на Востоке Европы хотят быть солидарными с южными странами ЕС», — объясняет Вике-Фрейберга. Саммит в Риге — это также свидетельство обеспокоенности ЕС относительно того, что происходит на границах Европы. «Российская Федерация очень четко заявила, что она хочет определять, что происходит с ее соседями. Она заявляет, что это ее соседство. А мы в Европе также говорим, что это наше соседство, а вы находитесь посередине. И возникает вопрос, каковы отношения между соседями? После Второй мировой войны ЕС никогда не вторгался на другую территорию. В отношениях со своими соседями мы руководствуемся нормами ЕС», — рассказывает экс-президент Латвии.

По ее словам, даже если нет перспективы членства для Украины, то такой подход был бы «хорошей моделью для управления». «Расширение Европы является политическим решением, здесь задействуется дипломатия, международные отношения, учитывается ситуация в мире. Но главными являются факты на месте, техническая ситуация в стране, то, как работает судебная система, является ли свободной пресса, являются ли честными выборы и тому подобное. Другое дело — это дипломатические усилия, обретение друзей, потому что это — политический процесс. И здесь важны не столько усилия страны, сколько результат», — рассказала «Дню» госпожа  Вике-Фрейберга.

Что касается результатов этого саммита, то экс-президент Латвии отметила: «если даже не будет решения о немедленной отмене визового режима, то будет объявлена четкая перспектива их отмены, экономического сотрудничества и оказания экономической помощи».

КОММЕНТАРИЙ

Дмитрий КУЛЕБА, посол по чрезвычайным поручениям МИД Украины:

— Восточное партнерство, как и любые другие европейские форматы сотрудничества, ныне переживает стресс-тест. Чтобы пройти его, Восточное партнерство должно дать четкие ответы на главные вопросы: какова европейская перспектива государств, которые подписали Соглашения об ассоциации и заявили о своих европейских стремлениях? Каковы конкретные инструменты содействия европейской интеграции этих стран? Каковы временные рамки введения безвизового режима? Саммит в Риге станет индикатором того, как Восточное партнерство сдает этот тест. После него можно будет сделать выводы о будущем этой инициативы.

Мыкола СИРУК, «День», Рига
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ