Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Студенческая революция»

Французская молодежь готовит национальную забастовку
22 марта, 2006 - 18:50
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАБАСТОВКА ВО ФРАНЦИИ ЗАПЛАНИРОВАНА НА НАЧАЛО СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛИ / ФОТО РЕЙТЕР

События вокруг протестов французских студентов против нового трудового закона, который упрощает процедуру увольнения молодых специалистов, набирают обороты. К требованиям студентов отменить нововведение присоединились профсоюзы. На следующей неделе в стране запланирована общенациональная забастовка. По последним данным, по всей стране бастуют две трети университетов. Таких массовых протестов студентов Франция не видела с мая 1968 года. Тогда подобные события фактически привели к отставке президента.

В конце 1960 годов студенты, недовольные своим положением, выступили против политики власти. Их поддержали профсоюзы работников, и студенческие беспокойства переросли в масштабную забастовку, вследствие которой остановились десятки предприятий. В забастовке участвовали почти 10 миллионов человек. Благодаря усилиям тогдашнего премьер-министра Жоржа Помпиду с демонстрантами было подписано мировое соглашение, но в 1969 году под давлением общественности зашаталось кресло под президентом Шарлем де Голлем, и лидер был вынужден пойти в отставку.

Сегодняшние протесты вызваны принятием закона, который, как считают в правительстве, должен сократить безработицу среди молодежи: мол, работодатели с большим желанием будут нанимать молодых специалистов. Ситуация с занятостью французской молодежи действительно неутешительная: около 20% молодежи в возрасте от 18 до 25 лет — безработные. В соответствии с новым законом работодатель может в любой момент уволить работника не старше 26 лет, который проходит двухлетний испытательный срок, без объяснения причин увольнения. Впрочем, сразу возникает вопрос: как при этом защищен молодой работник? Где гарантия того, что его не выбросят на улицу сразу после того, как он станет ненужным? На это обращают внимание и представители французских профсоюзов, которые считают, что новый закон позволит работодателям элементарно эксплуатировать молодежь. Иначе говоря, если в чем-то этот закон и поощряет работодателей, то это в лишней самоуверенности: молодой работник лишен механизмов обосновать несправедливость своего увольнения и доказать это в суде.

Возможно, именно такая половинчатость усилий правительства на благо молодого поколения и возмутила французских студентов. Подливает масла в огонь принципиальная позиция действующего премьера Доминика де Вильпена не идти на уступки, не принимая во внимание призыв президента Жака Ширака уладить диалог с недовольными. «Власти твердят, что они открыты для диалога и готовы вести с нами переговоры, но при этом не делают нам никаких предложений», — цитирует Би- Би-Си представителя одного из профсоюзов.

Готовы ли были власти к такой реакции? Под благими намерениями правительства видится попытка как-то сгладить последствия социальных бунтов в иммигрантских кварталах самых больших французских городов в конце прошлого года, которые открыли всему миру реальную ситуацию в обществе: далеко не все имеют равный доступ к хорошему образованию и, как следствие, работе. Правительство, похоже, абсолютно уверено в эффективности нового закона, о чем может свидетельствовать непреклонная позиция премьера де Вильпена, которого президент Франции Жак Ширак, пишет французская пресса, по всей вероятности, хотел бы видеть своим преемником. Французские СМИ отмечают, что ряд последних социальных беспорядков нанесет непоправимый удар по политической карьере Доминика де Вильпена и лишний раз указывает на бездну, которая образовалась между властями и обществом.

КОММЕНТАРИЙ

Чем объяснить активность французских студентов? Насколько активными в защите своих прав являются украинские студенты? С этими вопросами «День» обратился к Ольге РЕШЕТИЛОВОЙ, студентке четвертого курса Национального университета «Острожская академия», редактору студенческой газеты «Острожская Академия».

— То, что французы знают давно, украинцы, к сожалению, еще не осознали. Французские студенты знают, что и как им защищать, и время от времени этим пользуются. Украинский студент настолько незащищен в правовом и социальном аспекте, что он даже не имеет плацдарма для любого рода протестов. Если французы не соглашаются с изменениями в трудовом законодательстве, то украинцы не имеют практического права даже на трудоустройство студентов. Казалось бы, в такой ситуации именно украинские студенты должны быть значительно более активными, чем французы. Однако это не так. Почему? Сложный вопрос. И тут не отмахнешься банальным «нет соответствующего опыта», «традиции искоренены при советской власти». Проблема значительно более глубокая.

Все сферы жизни в нашем государстве настолько политизированы, что любой студенческий протест (например, акция против объединения вузов, назначение ректора университета или продление срока обучения) воспринимается, как политический заказ. Средства массовой информации в таких случаях говорят о политических причинах протеста, а не о социальных или любых других. Проблема также и в отсутствии четкой структуры студенческого самоуправления. В украинских вузах, как правило, студенческие братства существуют для того, чтобы выполнять поручения руководства. И самоуправляющимися эти органы называются только формально. Конечно, в таких условиях невозможна защита студенческих прав.

Есть еще одна проблема — это существенное снижение качества образования за последние годы и коррумпированность учебных заведений. Во многих вузах учатся люди, попавшие туда абсолютно незаслуженно. Не хочу никого оскорбить, однако ни интеллектуальный уровень, ни жизненная позиция таких студентов не позволяют говорить о студенческой активности в общем.

Конечно, есть и другая, значительно меньшая, когорта. Это те, кто начал оранжевую революцию, это те, кто создает общественные организации и движения и работает не за деньги, а ради собственных убеждений и амбиций. Однако таких студентов слишком мало, чтобы в ближайшее время надеяться на высокую студенческую активность. К сожалению или к счастью — сказать сложно. Ведь молодежный радикализм, несмотря на все свои позитивы, имеет мощную разрушительную силу.

Ольга КОРНИЙЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ