Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Судный день» Евросоюза

24 мая, 2005 - 20:42
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО В ЕС ЛЮКСЕМБУРГА ЖАН-КЛОД ЮНКЕР СЧИТАЕТ, ЧТО «НЕТ» ФРАНЦУЗОВ НА РЕФЕРЕНДУМЕ ОТБРОСИТ ЕС НА 20— 30 ЛЕТ НАЗАД. СОГЛАСНО ОПРОСАМ, 55% ФРАНЦУЗОВ НАМЕРЕНЫ ВЫСКАЗАТЬСЯ ПРОТИВ РАТИФИКАЦИИ ФРАНЦИЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО ДОГОВОРА / ФОТО РЕЙТЕР

Спустя несколько дней во Франции состоится референдум относительно одобрения проекта конституции ЕС. Большинство аналитиков сходится во мнении, что именно этот референдум станет решающим в истории Объединенной Европы, поскольку от его результатов по большому счету будет зависеть будущее Евросоюза. Последние соцопросы пока что неутешительны — большинство французов выступают против принятия конституции, опасаясь наплыва мигрантов в страны после нового расширения (в частности, после включения Турции в ЕС). Негативно французское «нет» может сказаться и на европерспективах Украины. Дипломаты ЕС постоянно подчеркивали, что до французского референдума любые разговоры о будущем членстве Украины напрасны. Еще более они будут напрасными, если конституцию ЕС не примут. Тогда речь может пойти об очередном кризисе в евроорганизации...

С десятью новыми странами-членами Европейский Союз включает в себя 25 стран и 453 миллиона граждан. В виду того факта, что в прошлом тысячелетии страны-члены ЕС постоянно воевали друг с другом, и на протяжении сорока пяти лет «холодная война» разделяла континент на два враждебных блока, сегодняшняя Европа является успехом огромной исторической важности.

Действительно, ЕС символизирует сразу несколько вещей. Во-первых, он является гарантом мира: война между странами-членами Союза сегодня технически невозможна. Более того, ЕС является грандиозным механизмом международного примирения. Немцев и французов, еще 60 лет назад испытывавших такую же любовь по отношению друг к другу, как в настоящее время сербы и боснийцы, сегодня можно сравнить с супружеской парой. Католики и протестанты в Ирландии убивали друг друга в течение целого века, но после вступления в ЕС признали идиотизм этого конфликта и неизбежность примирения. Аналогичный процесс начинается после девяти веков ненависти и войн для венгров и румынов. Греция только что приняла решение поддержать начало переговоров о вступлении Турции в ЕС в следующие двенадцать лет.

Союз также является символом процветания, потому что представляет собой эффективный механизм преодоления его более отсталыми членами последних препятствий к развитию. Ирландия и Греция, когда-то две беднейшие страны в Европе, пережили быстрый экономический рост, в результате которого Греция приблизилась к среднеевропейскому уровню развития, в то время как Ирландия заняла место в числе богатейших стран.

Именно по этим причинам страны, находящиеся за пределами ЕС, хотят присоединиться к Союзу. Меньше чем через два года это станет реальностью для Болгарии и Румынии, в то время как переговоры начинаются с Хорватией и Турцией. Также идет разговор о вступление в ЕС Сербии и Украины. Для каждой из этих стран вступление в ЕС означает мир с соседями и примирение внутри страны, а также ускоренный экономический рост.

Все это влечет за собой определенную нестабильность, особенно если двигателем процесса расширения являются переговоры между правительствами, а не демократический выбор. Проект новой Европейской конституции был разработан для того, чтобы решить эту проблему. И вдруг создается впечатление, что на референдуме 29 мая Франция собирается проголосовать против ратификации конституции. Если это произойдет, результат будет подобен землетрясению.

Хотя каждая из стран-членов ЕС сыграла свою роль в европейской интеграции, Франция, бесспорно, является страной, внесшей огромный идейный и практический вклад в этот процесс. Так в чем же дело? Во Франции, как и во всей Европе, всегда существовали неукротимые националисты, которые говорят «нет» Европе во имя защиты национального суверенитета. Но независимо от того, принадлежат они к экстремистскому правому или к коммунистическому левому крылу, они представляют не более 20% электората. Помимо этого два фактора объясняют странное явление, зафиксированное недавними опросами общественного мнения во Франции.

Первый заключается в том, что французы хотят свести счеты со своим президентом и правительством. Жак Ширак был переизбран на пост президента 82% голосов из-за угрозы прихода к власти правых экстремистов. По всем данным, половина этих голосов принадлежит людям, разделяющим левые взгляды. Но Ширак повел себя так, как если бы его мандат был неоспоримым и сформировал самое консервативное французское правительство за последние полвека. «Заставим бедных платить», — так можно описать сегодняшний финансовый порядок во Франции. Это отдает узурпацией власти и побуждает многих французов выразить свой гнев во время голосования.

Другим фактором является то, что Франция, как и остальной мир, страдает от плохо управляемой формы глобализации. В результате, Франция страдает от растущего неравенства, высокого уровня безработицы, постоянной корпоративной реструктуризации, вызывающей массовые увольнения, угрозы государственному сектору и программам социального обеспечения, а также общего ощущения нестабильности и ненадежности.

Мир претерпел огромное экономическое дерегулирование, предписанное монетаристской доктриной, поддерживаемой консервативными силами, доминирующими в развитых странах Северной Америки, Европы и Дальнего Востока. Это экономическое цунами пришло к нам из Соединенных Штатов — в нем нет ничего для Европы, но правые силы во всех странах, объединившиеся в правящее Европой большинство, выступают в его поддержку.

Именно желанием противостоять этому положению вещей, прежде всего и объясняется «нет», которое хотят выкрикнуть столько французов. Но это будет большой ошибкой. Только единая Европа, сосредоточившись политически на идее лучшего регулирования, представляет собой достаточную силу для противостояния неолиберальному цунами. Но для этого требуется ясность доктрины, твердая политическая воля и конституция. Действительно, отклонение Европейской конституции является верным способом погубить европейский динамизм и ослабить способность Европы к самозащите.

Во Франции все еще протекают яростные дебаты, и еще ничего не потеряно. У французского народа все еще есть время взять себя в руки, что, как подтверждают опросы общественного мнения, они и начинают делать. Европа заслуживает это.

Мишель РОКАР — бывший премьер-министр Франции и лидер Социалистической партии, член Европейского парламента

Мишель РОКАР. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ