Турецкие аналитики говорят о 16 апреле как о последней надежде для Турции все еще остаться на пути демократии.
Ведь именно в этот день состоится конституционный референдум, на котором люди должны будут ответить на очень простой вопрос: «да» или нет» расширению полномочий президента Реджепа Таипа Эрдогана и перехода от парламентской республики к президентской. Тем самым решив политическое будущее своей страны на ближайшие годы, а скорее всего, как минимум, на одно десятилетие.
НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Турецкие оппозиционные лидеры называют будущий референдум, инициированный партией президента Турции «Партия справедливости и развития» (AKP) — «султанатом без трона» и наиболее радикальным политическим изменением современной турецкой республики с 1923 года.
Парламентская модель правления будет заменена президентской. Президент Эрдоган будет одновременно главой государства и главой правительства. Хотя эксперты говорят, что данный референдум просто закрепит де-юре то, что уже и так состоялось де-факто. Поскольку президент Турции уже давно расширил свои полномочия за конституционные рамки.
Инициаторы референдума аргументируют такие изменения в конституции примером Соединенных Штатов, где одна ветвь власти контролирует другую и действует знаменитая система равновесия между исполнительной, законодательной и судебной властью («checks and balances system»). И в случае превышения президентом своих полномочий свое слово скажут Конгресс и Верховный суд.
Однако Венецианская комиссия уже заявила, что подобный пример не сработает в Турции. В недавно опубликованном отчете представители комиссии увидели мало похожего между данным предложением и американской моделmю, подчеркнув, что поправки к конституции лишь усиливают власть президента и никоим образом ее не распределяют.
РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
Законодательная сила парламента уменьшается, и президент сможет обходить его в принятии законов.
Сейчас президент имеет право вернуть закон на его просмотр, но парламентарии имеют право обойти его поправки простым большинством. По новой конституции нужно только абсолютное большинство.
Президент лично формирует правительство, назначает и увольняет министров без согласия на это парламента.
Бюджет и вопросы национальной безопасности оказываются в президентском подчинении.
Должность премьера нивелируется, и президент может лично назначать одного или нескольких вице-президентов.
Президент будет иметь возможность быть партийным. Несмотря на то, что действующая конституция требует от главы государства быть нейтральным, в Турции говорят, что данный пункт давно был нарушен, когда президент Эрдоган неоднократно агитировал за свою партию, будучи на своем посту.
Парламент будет иметь определенную силу. Например, в провозглашении войны, но не будет иметь возможности контролировать исполнительную власть.
Процесс импичмента очень сложный и требует абсолютного большинства парламента и согласия Конституционного суда. Однако именно президент назначает членов суда.
Президент будет иметь возможность назначать четырех из 13 членов Совета судей и прокуроров Турции, который является высшим судебным органом страны. В придачу к министру и секретарю, которые также находятся в составе совета. Остальных избирает парламент.
Венецианская комиссия уже предупредила, что, в сущности, президент будет контролировать всех членов совета, если его партия получит большинство в парламенте.
По мнению организации «Репортеры без границ», для Турции, где уровень судебной независимости значительно упал и которая сейчас находится на 151 месте из 180 стран, по их собственному рейтингу свободы прессы, такая расширенная власть президента будет смертным приговором для демократии.
Парламентские выборы будут проходить каждые 5 лет вместо четырех, как ныне. Президент сможет оставаться на должности максимум на 2 срока, но по факту, в случае досрочных выборов, возможен и третий срок также.
Предлагаемые изменения должны быть активированы в 2019 году, и после этого, по оценкам аналитиков, президент Эрдоган сможет оставаться у власти до 2029-го.
ТУРЕЦКО-ЕВРОПЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Еще год назад Турция и Европа договаривались о взаимном сотрудничестве.
Канцлер Германии Ангела Меркель приезжала в Турцию, чтобы заключить так называемый «договор относительно мигрантов», согласно которому страна соглашается помочь Европе с принятием мигрантов. Зато Турция получает финансовую и политическую поддержку, а также долгожданную либерализацию визовых ограничений с Европой.
После неудачного турецкого переворота в июле 2016 и массовых арестов действующей властью турецкой интеллигенции, журналистов, преподавателей, судей и вообще тех, кто, по мнению власти, может представлять для них угрозу, дипломатические отношения между Турцией и Европой значительно охладели, и обещанного страна так и не получила.
Окончательно испорченными турецко-европейские отношения стали после скандала с недопущением турецких министров и власть имущих в Нидерланды, Австрию и Германию, которые приехали агитировать поддержать президента Эрдогана на будущем референдуме.
Для Турции было очень важно провести агитацию в Европе, ведь в целом там проживает 2,5 млн потенциальных избирателей, которые могут переломить результат не в интересах действующего президента.
По последним опросам, 51% турецкого населения ответили — «нет» и 49% — «да» новой конституции. То есть общество разделено почти пополам, и каждый голос играет свою роль.
Самая большая турецкая диаспора, в 1,4 млн человек, находится в Германии. Голосование началось 27 марта и завершилось 9 апреля во всех турецких консульствах.
После запрещения агитации в Европе президент Эрдоган назвал власть Нидерландов нацистской, что, по мнению европейских лидеров, уже перешло всякие границы.
Так, новоизбранный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в своей речи в парламенте сказал, что сейчас Турция рискует всем, что она построила: «Президент Эрдоган, вы рискуете, всем, что построили до этого. Заберите назад свое невероятное сравнение с нацистами, уважайте закон, свободу медиа, журналистов и не разрывайте связь с теми, кто хочет быть вашими партнерами».
Он также призвал освободить немецкого журналиста Дениза Юджела, который был задержан турецкой властью и обвиняется в терроризме.
КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ БУДУТ ИМЕТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ТУРЕЦКОГО РЕФЕРЕНДУМА ДЛЯ УКРАИНЫ?
Исполнительный директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос говорит, что какими бы не были результаты референдума, они никак не отразятся на турецко-украинских отношениях. «Пока у нас нормальные, динамичные, хорошие отношения с Турцией. Особенно после недавнего визита Гройсмана и подписания договора о визовой либерализации. Мы сотрудничаем с Турцией в военной сфере и авиастроении. То есть ситуация с Россией никак не влияет на украинско-турецкие отношения.
Конечно, существует возможность напряжения в самой Турции после референдума, которой может быть не до сотрудничества с Украиной. Но там проблема в другом. Противники референдума признают его, если проголосуют больше 60% избирателей, не важно «за» или «против». Сейчас же опросы показывают, что их менее 60%. Поэтому есть риск обвинений в фальсификациях. Но я не думаю, что может случиться что-то серьезное. Время протестов в Турции уже прошло».
Следовательно, какими бы ни были результаты турецкого конституционного референдума 16 апреля, он не решит хронической нестабильности государства, не вылечит глубокую социальную бездну между населением и властью, не восстановит падающую экономику и не закончит международную изоляцию. Именно так считают многие турецкие аналитики.
По их оценкам, в случае, если люди не поддержат новую конституцию, президент Турции объявит досрочные парламентские выборы, надеясь, что его «Партия справедливости и развития» (AKP) победит на них.
Таким образом, даже при вероятности, что негативный для президента результат развяжет руки оппозиции и критике, парламентское большинство партии президента Эрдогана гарантируют ему пребывание при власти и в дальнейшем.