Недавнее восьмое Совещание руководителей иностранных дипломатических представительств в Киеве прошло в новом формате, когда фактически две ветви власти соревнуются за влияние на внешнеполитическое ведомство Украины. Сначала с дипломатами пообщался Президент Виктор Ющенко, а потом премьер-министр Виктор Янукович. Следует отметить, что совещание состоялось накануне досрочных выборов в Верховную Раду, которая согласно Конституции имеет полномочия определять принципы внешней и внутренней политики. Насколько это совещание было эффективным, принимая во внимание то, что после выборов может произойти смена руководства правительства? Действительно ли во время этого совещания главы государства и правительства задали необходимый тон и задачи для украинской дипломатии? Прислушиваются ли к рекомендациям послов на Михайловской, Банковой и Грушевского? Как влияет на работу посла политическая ситуация в стране, когда одна ветвь считает нынешний парламент распущенным и нелегитимным, а другая, наоборот — легитимным? Об этом — «Дню» в эксклюзивном интервью Постоянного представителя Украины при международных организациях в Вене, экс-посла Украины в Республике Австрия Владимира ЕЛЬЧЕНКО.
— Во-первых, я бы не делил эти совещания на какие-то части. Это комплексное мероприятие, продолжавшееся несколько сессий. Конечно, тон задавался с первого дня на встрече с Президентом и премьер-министром. Для меня лично важно было услышать, что и Президент, и премьер говорили на одном языке. Это были не точки зрения, противоречащие друг другу, какая-то политическая борьба, а просто спокойный взгляд на то, как руководители нашего государства сегодня видят нашу внешнюю политику. Действительно, возможно, и не было никаких радикальных, революционных идей. Но дело в том, что совещание, собственно говоря, не для этого. Это, прежде всего, возможность пообщаться послам как между собой, так и с новым министром иностранных дел за пять-шесть месяцев после его назначения. То есть у него и у нас была прекрасная возможность переговорить, в частности, министру услышать наши мнения. Мне, например, нравится то, что это человек абсолютно прагматичный. Это не теоретик, как у нас до него были некоторые министры, а человек, который видит конкретные цели и хочет услышать от послов, как цели превратить во что-то полезное для государства. Это было главное, и, кстати, было общение не только формально в рамках совещания, а и во время пребывания в Одессе, где было больше возможностей поговорить с министром. С другой стороны, уникальность совещания заключалась в том, что оно проходило за месяц до выборов. Но, между прочим, и Президент, и премьер сделали ударение на одном и том же — ни в коем случае посольства не должны включаться в политическую борьбу, политизировать выборы, становиться на чью-то сторону. И это было приятно услышать за месяц до выборов. Я прекрасно помню 1999 год, когда была совершенно противоположная картина. Поэтому наша задача заключается в одном: нормально, прозрачно организовать голосование на избирательных участках за границей. Чтобы все было спокойно, без эксцессов. Принимая во внимание те изменения к закону о выборах, которые были одобрены Верховной Радой, я думаю, что на заграничных участках будет несколько сложнее организовать этот процесс.
— А с другой стороны, можете ли вы сказать, что на Михайловской, Банковой или Грушевского слышат все мнения, подающиеся послами из других стран? Другими словами, не пропадают ли в «черной дыре» рекомендации или аналитические записки ваших коллег и вас лично?
— Мне трудно судить о всех посольствах. Но я из своего опыта в Вене знаю, что когда мы действительно готовим какую-то важную информацию, как минимум, в 90 процентах случаев она доходит если не до высшего руководства, то, во всяком случае, до тех людей, которые могут это доложить и Президенту, и премьер-министру. У меня есть несколько примеров, когда это касалось деятельности ОБСЕ и тех вопросов, которые важны для Украины, а это и вопрос Приднестровского урегулирования, и вопрос по поводу ситуации вокруг Косово — я четко знаю, что это доходило и до Президента, и до премьер-министра. У меня лично таких жалоб нет. Я думаю, что это немного преувеличено. Дело в том, что каждому послу всегда кажется, что подготовленные им материалы — самые важные в мире. Но это может быть несколько субъективная ситуация. Есть люди в аппарате и Президента, и премьер-министра, которые лучше видят эту ситуацию глобально и могут выбрать из письма посла именно то, что важно доложить на самый верх.
— Господин посол, не считаете ли вы, что нынешняя ситуация с фактическим двоевластием, когда и Президент, и премьер-министр пытаются влиять на внешнюю политику, сужает возможности Украины на внешней арене?
— Мне кажется, что когда и Президент, и премьер-министр говорят на одинаковом внешнеполитическом языке, то это уже хорошо. Да, есть некоторые разногласия в тактике. Но в глобальных вопросах я этих разногласий не вижу. То есть, по крайней мере, на уровне Австрии, ОБСЕ или отделения ООН в Вене я никогда не слышал каких-либо жалоб, что, скажем, наши партнеры не знают, с кем будут иметь дело. Все прекрасно понимают, что есть Министерство иностранных дел, аккумулирующее задачи, поставленные и правительством, и Президентом, который разрабатывает позицию и доводит до посольств. Которые в свою очередь доводят ее до наших партнеров. Это нормальная ситуация. И между прочим, вы прекрасно знаете, что существует много стран в мире, где не меньше проблем, чем у нас. И там тоже есть различия во взглядах между главой правительства и государства. Но это ни в коем случае не мешает этим странам осуществлять внешнеполитический курс.
— Кстати, вы как посол доносили до австрийского правительства ноту Президента о роспуске украинского парламента, тем временем другая сторона считает, что Верховная Рада легитимна. Не мешает ли вам работать такое разночтение ветвей власти по этому вопросу?
— Я скажу дипломатически или деликатно: это не совсем способствует. Но дело в том, что каждый наш партнер, будь то Австрия или США — все они одинаково понимают то, что это внутреннее дело (вопрос) Украины. То есть это не те вопросы, которые нужно выносить наружу и там мусолить. Это внутренний вопрос. Пройдут выборы, будем надеяться, что ситуация прояснится. И тогда не будет возникать таких вопросов: легитимная у нас Верховная Рада или нет. Выборы назначены, и они должны все определить.
Как вы оцениваете эффективность проведенного восьмого Совещания руководителей иностранных дипломатических представительств Украины, а также суть задач, очерченных Президентом и премьер-министром?
КОММЕНТАРИИ
Роман ШПЕК, Представитель Украины при европейских сообществах:
— Считаю, что совещание руководителей иностранных дипучреждений, состоявшееся 27—30 августа в Киеве, было полезным, эффективным, конструктивным и содержательным. И Президент Украины, и премьер-министр с уважением высказались по поводу работы МИД и дипломатической службы и поставили задачи, которые должны стать приоритетными для украинского внешнеполитического ведомства в целом и на пути европейской и евроатлантической интеграции в частности.
Я бы не говорил об общем и различном в задачах, поставленных В. Ющенко и В. Януковичем. Они взаимодополняющие и в результате создают единый комплекс задач, нацеленный на продвижение экономического и социального развития государства, улучшение его инвестиционной привлекательности, достойное представление Украины на международной политической арене и отстаивание внешнеполитических позиций нашей страны.
Руководители дипучреждений были призваны содействовать оптимизации внешней торговли, открытию новых рынков для украинской продукции, развивать сотрудничество в энергетической сфере, в частности в сфере слияния энергосистем, диверсификации энергоснабжения, энергосбережения и энергоэффективности. Ключевым моментом внешнеэкономической политики нашей страны в этом году должно стать вступление Украины в ВТО, к чему нам еще нужно приложить некоторые усилия. Кроме того, большое внимание приковано к ходу переговоров между Украиной и ЕС относительно нового Соглашения и его важного компонента — создания зоны свободной торговли.
Другая важная задача — это активизация работы, связанной с защитой прав граждан Украины и интересов украинского бизнеса, представлением Украины за границей через работу культурно-информационных центров, подготовку и реализацию имиджевых программ и проведение выставочно-ярмарочной деятельности, активизацию проведения публичных мероприятий.
Важным было также обсуждение вопроса укрепления дипломатической службы и реформирования МИД.
Подводя итог, хотел бы отметить, что главным приказом руководства нашего государства послам стало сосредоточение работы дипучреждений на конечном результате, а не на «звуковом эффекте» нашей работы.
Олег ДЕМИН, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Российской Федерации:
— Считаю проведение таких совещаний очень полезным. Это, так сказать, возможность «сверить часы» по целому спектру вопросов внешней политики нашего государства, обсудить стратегические аспекты отношений Украины с мировым сообществом, получить указатель на несколько следующих лет от Президента, премьер-министра, министра иностранных дел Украины. В конце концов, во время таких совещаний создается уникальная возможность пообщаться с коллегами-послами, обменяться интересным опытом по тем или иным вопросам, посмотреть, как в других странах решаются различные проблемные ситуации.
Приоритеты внешнеполитической деятельности Украины, очерченные в выступлениях Президента и премьер- министра Украины, касаются важнейших национальных интересов нашего государства. Считаю, что не следует искать «общее и различное» между задачами, поставленными ими перед дипломатической службой. Речь идет на самом деле о том, что деятельность МИД, других министерств и ведомств Украины должна быть сконцентрирована вокруг стратегических проблем, разрешение которых создаст предпосылки для ускоренного развития экономики страны, упрочения ее международных позиций и, наконец, улучшения жизни наших граждан, где бы они ни жили — внутри Украины или за ее пределами.
В целом итоги Совещания руководителей иностранных дипломатических представительств Украины засвидетельствовали общее стремление руководства страны и правительства обеспечить единство и скоординированность внешнеполитического курса Украины, сделать невозможной его нежелательную политизацию и осуществить адаптацию украинской дипломатической службы к современным геополитическим и внутренним реалиям.
Олег ШАМШУР, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Соединенных Штатах Америки:
— На мой взгляд, нынешнее Совещание руководителей иностранных диппредставительств Украины проходило в конструктивном духе и было производительным. У нас была очень насыщенная повестка дня. На протяжении четырех дней состоялись три пленарных заседания при участии Президента, премьер- министра и министра иностранных дел Украины, пять секционных заседаний по соответствующим направлениям и, наконец, выездное заседание в Одессе. Внесенные для обсуждения вопросы повестки дня не могли оставить безразличным никого из моих коллег, поскольку, с одной стороны, они касались реализации ключевых направлений внешней политики Украины, а с другой — практических вопросов, связанных с обеспечением деятельности МИД и заграничных учреждений, и повышением их эффективности. Для меня было особенно важно, что во время одного из пленарных заседаний прошло основательное обсуждение современного состояния и перспектив украино-американских отношений.
Содержание выступлений Президента и премьер-министра Украины адекватно соответствовало их месту в системе выработки и реализации внешней политики Украины, в частности руководящей роли в этом процессе Президента нашего государства. Вместе с тем принципиально важной была общая ориентированность на достижение конкретных результатов в реализации тех внешнеполитических и внешнеэкономических задач и проектов, которые имеют для Украины стратегический характер. Особое внимание было уделено вступлению Украины в ВТО, европейской и евроатлантической интеграции.
Игорь ДОЛГОВ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Федеративной Республике Германия:
— Проведение совещаний руководителей иностранных дипломатических учреждений — устоявшаяся практика многих стран, и в этом смысле такое мероприятие является важным звеном и каналом прямого общения руководства государства, руководства МИД с посольским корпусом. На мой взгляд, возможность прямого общения всегда эффективна, поскольку позволяет получить более широкую перспективу и общее видение ситуации вне рамок двухсторонних отношений и региональных процессов, с которыми по большей части имеют дело в своей повседневной деятельности послы и возглавляемые ими учреждения. Поэтому для меня как одного из организаторов всех предыдущих совещаний и участника собрания этого года совещание было важным и полезным, в том числе и благодаря возможности высказать собственные мысли и предложения, и услышать оценки коллег.
Привлекает к себе внимание то, что во многочисленных комментариях и информационных сообщениях СМИ по поводу совещания послов отсутствует один, с моей точки зрения, очень важный аспект: уже сама подготовительная работа к такому ответственному мероприятию является мощным организационным фактором. Ведь эта подготовка осуществлялась не только в МИД и заграничных учреждениях, но и во многих министерствах и ведомствах, представители которых принимали участие в совещании. Поэтому наработанные аналитические материалы являются, с одной стороны, обобщением ситуации по состоянию на текущий год, а с другой —обстоятельной базой для дальнейшего развития.
Одним из важных результатов Совещания считаю его открытый характер и привлечение внимания общества к вопросам внешней политики нашего государства. Выступления Президента и премьер-министра проходили при участии прессы, многие из моих коллег общались с представителями СМИ — это признак открытого демократического общества. С другой стороны, это также подтверждение растущего интереса наших граждан к проблемам международного развития и деятельности Министерства иностранных дел Украины
Прежде, чем говорить о задачах, хотел бы подчеркнуть, что участникам совещания очень важно было услышать как от Президента, так и от премьер-министра высокую оценку деятельности внешнеполитического ведомства и министра иностранных дел Украины Арсения Яценюка. Это важно не только с профессиональной и моральной точки зрения, но и потому, что в системе исполнительной власти МИД рассматривается руководством государства как ключевое и надежное звено, которое не только координирует внешние сношения, но и во многом генерирует новые идеи, внедряет новые принципы и подходы.
Владимир ХАНДОГИЙ, первый заместитель министра иностранных дел Украины:
— Традиция проводить совещания руководителей иностранных дипломатических представительств Украины каждые два года уже устоявшаяся. Такое совещание проводится, прежде всего, с целью обмена мнениями по вопросам международной ситуации, внешней политики Украины, в целях «сверки часов», поэтому всегда будет оставаться актуальным. На мой взгляд, восьмое Совещание было насыщенным, эффективным, чему в значительной степени содействовала структуризация заседаний. Были выбраны актуальные вопросы внешней политики общие: внешнеполитические приоритеты нашего государства, внешнеэкономическая деятельность и усиление ее политико-дипломатического сопровождения в регионах мира, и конкретные: переговорный процесс с ЕС относительно нового базового договора и создания зоны свободной торговли, вступление в ВТО, защита прав и интересов юридических и физических лиц за границей, упрощение визового режима, начало работы call-центра МИД, трансграничное, энергетическое и транспортное сотрудничество и так далее.
По итогам Совещания, для исполнения поручений и задач, поставленных Президентом и премьер-министром, с учетом предложений послов, подготовлены соответствующие предписывающие документы. Поэтому, с точки зрения эффективности работы дипломатической службы, постановки задач перед ней, совещание было чрезвычайно важным событием.
Что касается сути задач, то лейтмотивом выступлений как Президента, так и премьер-министра прозвучал тезис относительно активизации работы заграничных дипломатических учреждений на экономическом направлении. Несмотря на то, что есть серьезные наработки, достижения, неиспользованными в полной мере остаются возможности сотрудничества со странами Латинской Америки, Азии, Австралией, развитыми государствами Африканского континента. Президент и премьер-министр сделали ударение также на важности евроинтеграционного направления.
Относительно различий. Не отличие подходов, а разный набор проблем освещали в своих выступлениях Президент и премьер-министр. Так, Президент делал акцент больше на обеспечении выполнения базовых потребностей государственного строительства и завершения первоочередных внешнеполитических проектов; работе по магистральным внешнеполитическим направлениям; деятельности Украины в международных организациях; обеспечении прав украинских граждан и бизнеса за границей, культурного присутствия Украины в мире. Президент высказался за необходимость существенного совершенствования системы дипломатического образования и проведения реформы дипслужбы.
Премьер-министр уделил внимание активизации экономического и инвестиционного сотрудничества с другими странами. В. Янукович подчеркнул важность упрочения энергетической безопасности нашей страны, обеспечения постоянного экономического роста, разрешения национальных социальных проблем, повышения конкурентоспособности экономики и международного авторитета Украины. Отдельно прозвучала тема развития сотрудничества между Украиной и НАТО.