Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Сыновья растут

Семейственность в преемственности власти
27 августа, 2003 - 00:00

Обозначившаяся преемственность Ильхама Алиева, который должен заменить своего умирающего отца Гейдара Алиева на посту руководителя Азербайджана, являет собой триумф семейственности таких масштабов, о которых другие лидеры посткоммунистических стран могут только помечтать. Но азербайджанская династическая политическая линия вряд ли может служить исключением. Один из Бушей уже стал преемником другого на посту американского президента, а сын основателя Сингапура Ли Кван Ю вот-вот станет премьер-министром страны. В действительности демократические лидеры, мечтающие о династии, смогли сбить с толку Индию, Филиппины, Индонезию, Шри-Ланку, Гаити и многие другие страны.

Несмотря на самопровозглашенное коммунистами «божественное право» на монополию власти, другие системы оказались еще более уязвимыми по отношению к монархическим захватам власти. Если оставить Алиевых в стороне, то только совершенно экзотический Ким Ир Сен из Северной Кореи умудрился «миропомазать» своего сына на красный трон. Иными словами, коммунистические патриархи — и их зачастую не намного более демократичные посткоммунистические преемники — не были замечены в том, чтобы пустить свои родственные корни в расползающуюся институциональную бюрократию, оставленную эпохой ленинизма. Почему?

По своей природе коммунизм — чья бюрократия все еще существует практически в первородном виде в странах бывшего Советского Союза — плодит лобби и кланы с такой объединенной мощью, что даже связанная теснейшими узами семья вряд ли может надеяться преодолеть их сопротивление. В результате посткоммунистические лидеры предпочитают пристроить своих отпрысков на прибыльную, связанную с коммерцией работу, где они могут быстро сколотить капитал.

(Даже президент Алиев готовил своего сына к приходу к власти, учредив для него пост вице- президента SOCAR, сверхприбыльной государственной нефтяной компании Азербайджана).

Отец Ким Чен Ира аналогичным образом обеспечил беспроблемное наследование еще десять лет назад, назначив членов семьи на властные посты сроком на 40 лет, причем те, кто ранее занимал эти посты, были отправлены с них прямо в концентрационные лагеря. Но другая причина успешного династического наследования в Северной Корее заключалась в том, что Ким Ир Сен создал национальную идеологию Чучхэ, в которой коммунистические идеи были смешаны со значительной дозой конфуцианских ценностей.

Конфуцианство возвеличивает идеализированную связь между отцом и сыном как модель для всех человеческих отношений. Как сыновья должны почитать отцов, так и поданные должны почитать своих правителей. Возможно, этот «конфуцианский фактор» играет важную роль в сингапурском варианте наследования.

В «коммунистическом манифесте» Маркс и Энгельс отвергли идею семьи, как продукта и защитника частной собственности. Такие идеи вряд ли были внове уже тогда. В идеальной республике Платона дети должны были разлучаться со своими родителями при рождении с тем, чтобы «ни одна мать не могла знать, кто ее ребенок». В бравом новом мире пост-революционной России Луначарский предвосхищал наступление свободы от родственных связей между мужьями, женами, отцами, детьми до такой степени, что вы не сможете сказать, кто чьим родственником является.

Бегло ознакомиться с тем, что значит быть ребенком очень высокопоставленного лидера, можно в мемуарах Светланы Сталиной, относящихся к ее брату Василию. «Он жил на большой правительственной даче, окруженный многочисленным обслуживающим персоналом, с конюшней и псарней, и все это, естественно, за государственный счет. Они награждали его медалями, присваивали ему все более и более высокие звания, дарили лошадей, автомобили, привилегии и все, что душа пожелает». Будучи алкоголиком, Василий в то же время был генерал-лейтенантом, когда ему еще не было тридцати, и командовал авиацией Московского военного округа.

Вопреки всем теоретическим выкладкам Платона и Маркса, семья, по-видимому, все же занимает лидирующее положение, несмотря на то, что другие социальные институты противодействуют ей или вытесняют ее. Семейственность, патронаж в пределах семейного круга являются, таким образом, для любого, кто находится у власти или стремится к ней, естественным способом усилить свою поддержку в обществе, где другие институты слабы или где разрушение существующих институтов образует часть намерений того, кто стремится захватить власть в свои руки.

Семейственность как средство обеспечения безопасности легко прослеживается в успешном обычае революционеров назначать брата или двоюродного брата управлять армией: Фидель Кастро поступил таким образом на Кубе, Даниэль Ортега в Никарагуа, Хафез Асад в Сирии, Саддам Хусейн в Ираке. Это также способ «помещения в депозитарий» остатков власти с прицелом на то, чтобы жить на проценты с них позже. Родственники могут выполнять работы, которые главе семейства, скорее всего, выполнять будет неприемлемо или не с руки.

К примеру, большинство современных обществ, включая посткоммунистические, благосклонно относятся к разделению между теми, кто делает большие деньги, и держателями высших должностей по причине конфликтов между государственными и частными интересами. (Италия и синьор Берлускони являются в данном случае большим исключением). Если деятельность по управлению и сколачиванию капиталов передается из поколения в поколение или среди братьев, двоюродных родственников, или родне со стороны супругов, то критику в свой адрес становится легче отклонить.

Семейственность такого типа практически является организационным принципом большого бизнеса в Китае, где наиболее прибыльные сделки заключаются при участии «князьков», отпрысков коммунистических лидеров, число которых доходит, по-видимому, до трех-четырех тысяч. Если когда коммунизм в Китае и рухнет, идея накопления капитала в пределах руководящих семейств будет, вероятно, играть критическую роль в процессе убеждения этих лидеров в том, что жизнь может предлагать даже более стоящие занятия, чем борьба за социализм.

Все из вышесказанного хорошо подходит тем, кто практикует семейственность. Проблема здесь заключается в том, что потери общества, как правило, значительно превышают приобретения семьи. И не обязательно потому, что правящие семьи присваивают так много, что делают бедными всех других. Наиболее разрушительным является тот простой факт, что когда закрытая группа монополизирует большую часть власти и богатства общества, инициатива и предпринимательство большей части населения подавляются.

Согласно некоторым данным, огромное количество астрологов сейчас стало в очередь, чтобы оказать молодому Алиеву свои услуги. Но истинная опасность для всех предполагаемых династических наследников XXI столетия заключается не в их звездах, а в них самих.

Нина ХРУЩЕВА, старший научный сотрудник университета Новой Школы (внучка Н. С. Хрущева)

Нина ХРУЩЕВА. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ