Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Талибы сдали Кабул. Кто Кабул принял?

14 ноября, 2001 - 00:00

Талибы оставили Кабул. Оппозиционный Северный альянс, который недавно контролировал только 10% территории Афганистана, за последние четыре дня установил контроль над почти 40% афганских земель. Правда, войти в Кабул руководство Северного альянса своим войскам якобы пока не приказывало. Удержаться от захвата столицы Северный альянс настойчиво просит Вашингтон, обеспокоенный тем, чтобы в городе не начались межэтнические столкновения между преимущественно пуштунским местным населением и узбеками, таджиками и хазарейцами из оппозиционных войск. Белый дом призывает Альянс не входить в город, пока в нем не будет создана некая переходная администрация, которая как можно лучше представляла бы интересы обитателей города, а вместе с ними — и всего Афганистана. Однако, как сообщают международные информагентства, очевидно, что некоторые отряды Северного альянса — уже в Кабуле. В Вашингтоне заявляют, что все еще анализируют различные сообщения, и только потом выскажут официальную реакцию.

Отступая из Кабула, талибы захватили с собой восемь заложников — тех самых иностранцев, которых обвиняли в пропаганде христианства — а также забрали все деньги, хранившиеся в сейфах главных государственных учреждений. То, что не вывезли боевики муллы Омара, пытаются разграбить мародеры, появившиеся на улицах Кабула в первые же часы после отступления талибов. Вещь, которую сейчас легче всего получить в столице Афганистана — оружие. Старое, выброшенное когда-то талибской милицией, оно все равно угрожает и без того шаткому балансу между представителями различных народностей и различных политических сил в Кабуле.

Мировое сообщество заинтересовано в скорейшем установлении в столице Афганистана власти, способной обеспечить порядок. Теперь этот вопрос рассматривается на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Определено, что главная роль в создании нового кабульского правительства будет принадлежать так называемой группе «шесть плюс два», в которую входят Китай, Пакистан, Иран, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также Россия и США. На встрече, которая в ближайшее время пройдет в Европе, эти страны должны выработать общую позицию относительно будущего Афганистана.

Сейчас существует несколько проектов будущей власти в Кабуле. США стремятся к созданию в Афганистане «Лоя Джирги» — «Большого совета», в которой бы старейшины определили систему дальнейшего развития органов власти в стране. Главная роль в этой структуре, по убеждению Вашингтона, должна принадлежать бывшему королю Афганистана Захир Шаху. Франция и Великобритания выступают за временную администрацию в Кабуле под эгидой ООН и не возражают против активного участия в ней экс-монарха. Иран выступает против привлечения Захир Шаха к новой системе управления. Существует также мнение, что перечисленные восемь стран не способны определить будущее Афганистана, и этот вопрос должны рассматривать и другие государства, в том числе — члены Евросоюза

Главная проблема сегодня, без сомнения, заключается не в том, какое количество стран будет решать будущее Афганистана, а насколько естественными будут принятые ими решения для афганцев. Пакистан отмечает, что в будущем правительстве решающую роль должны играть пуштуны, составляющие большинство населения страны. Среди вождей пуштунских племен до сих пор нет единства относительно того, кого поддерживать, — талибов или Северный альянс, хотя до последнего времени их симпатии явно были на стороне муллы Омара. Союзникам Соединенных Штатов среди пуштунских вождей пока что не удалось заручиться значительной поддержкой остальных старейшин. Как пишет газета «Вашингтон Пост», Хамид Карзаи, бывший заместитель министра иностранных дел Афганистана, член одного из ведущих пуштунских кланов, который в течение трех недель пытался завербовать среди племен сторонников антиталибской оппозиции и в частности Захир Шаха, после столкновения с талибской милицией был вместе со своими людьми эвакуирован из страны военным вертолетом США. Многие старейшины пуштунов обвиняют Карзаи и других в том, что они продались американцам. Но в то же время пуштуны жалуются, что Соединенные Штаты не оказывают им достаточной поддержки, в частности оружием, чтобы они могли воевать против талибов. В такой ситуации создать за счет внешнего влияния афганское правительство, лояльное к антитеррористической коалиции и способное действительно руководить страной, будет чрезвычайно нелегко.

Через месяц с небольшим после начала антитеррористической операции возник целый пакет вопросов: во-первых, бен Ладен и его сторонники до сих пор находятся в безопасности; во-вторых, нет никакой ясности в отношении будущего Афганистана; в- третьих, никто не может гарантировать постоянную лояльность к международной коалиции Северного альянса, который сегодня пользуется ее поддержкой и обеспечивается российским оружием (устарелых образцов, как говорят в Москве). Вряд ли стоит забывать, что в свое время Талибан также пользовался расположением Запада. Не стоит забывать и о том, что никто не знает, какую партию в этой игре будет дальше разыгрывать Россия.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ