Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тарас КУЗЬО: «Политика НАТО относительно Украины для нее более выгодна, нежели политика ЕС»

1 октября, 1998 - 00:00

— Известно, что ваши корни связаны с Украиной. Как сложилась ваша судьба до того момента, как вы стали директором Информационного центра НАТО в Украине?

— Я гражданин Великобритании, но меня всегда влекла земля моего отца. Он — украинец и гражданин Украины.

С Украиной я связал свою судьбу еще в начале восьмидесятых, когда учредил в Лондоне Украинское пресс-агентство.

В 1992 г. я перешел в Международный институт стратегических исследований в Лондоне. Моей специализацией были вопросы внешней и оборонной политики Украины. С июня 1998 года я работал в Брюсселе в структурах НАТО. Со второй половины сентября официально выполняю обязанности директора Центра информации и документации НАТО в Украине.

Роман Лищинский чрезвычайно многое сделал для утверждения центра, но не успел реализовать все свои задумки. Работы поубавилось в самом Киеве, поубавилось и сотрудничества с различными неформальными структурами. Иногда это дает о себе знать. Но я бы не сказал, что поубавилось сотрудничество на уровне элиты, на уровне дипломатических контактов.

— Украина оказалась между объединенной Европой, с одной стороны, и Россией с другой, которая, кстати, вообще отвергает любые контакты между Украиной и НАТО. Ее премьер-министр, как известно, неоднократно угрожал предпринимать соответствующие меры, предупреждал, что Россия не будет терпеть, если Украина и далее будет сближаться с НАТО...

— Нельзя забывать, что сотрудничество только начинается. Из-за этого даже существует нехватка информации между различными отделами НАТО. Возможно, вам будет интересно, но 50% нашего бюджета приходится именно на страны, не являющиеся членами НАТО, главным образом на бывшие коммунистические страны, из которых наибольшее внимание уделяется Украине и России.

Я тут совершенно согласен, что политика НАТО относительно Украины для нее намного более выгодна, нежели политика Европейского Союза. Это выглядит странно, ведь еще несколько лет назад мы думали, что все будет наоборот. НАТО начало расширяться на Восток, имеет такую политику, в соответствии с которой в новом году 3 страны должны присоединиться к блоку — Польша, Чехия и Венгрия. Какие страны и когда будут следующим или третьим эшелоном — это уже нужно решать в будущем, но этот вопрос открыт.

Европейский Союз провозгласил, что существуют только две группы его потенциальных членов. Жаль, но в этих двух группах Украина не присутствует — как и ни одна из бывших советских республик, кроме трех прибалтийских государств. Поэтому Украина вполне справедливо побаивается, и я это хорошо понимаю, что новая европейская граница может пролечь по украинско-польской границе.

Мы все хорошо понимаем, что Украина сможет прийти к своей стратегической цели, к евроатлантической интеграции, как только в России успешно осуществятся позитивные трансформации и общество на самом деле станет демократическим. Чем активнее Украина будет продвигаться в направлении демократического общества, тем дальше она будет от того старого менталитета, до сих пор еще существующего в России. Поэтому те, кто искренне стремятся интеграции Украины в европейские структуры, должны понимать и также поддержать те демократические процессы, которые сегодня, к сожалению, довольно болезненно, со многими препятствиями, но происходят и в России.

Ввиду политики европейских структур и НАТО я должен сказать, что они должны сбалансировать свои взаимоотношения как с Украиной, так и с Россией. Хотя Россия сегодня экономически довольно слаба и в определенной степени даже находится в политическом кризисе, но она остается довольно большой страной, с большим населением и ядерными вооружениями. Мы не можем игнорировать также тот факт, что Россия до сих еще пор имеет большое экономическое влияние на Украину, в первую очередь в плане энергоснабжения. Поэтому я не думаю, что это хорошо для Украины, когда в России плохо. Скорее наоборот.

Россия требует права вето на вступление в НАТО бывших советских республик в будущем. НАТО это полностью отвергает, поскольку имеет исключительное право самостоятельно формировать и осуществлять свою политику. Но, с другой стороны, мы тоже не можем совершенно игнорировать Россию. Курс украинского руководства, его политика здесь кажутся мне полностью правильными. Мы все хорошо понимаем, что Украина не сможет пойти ни по белорусскому варианту, ни по эстонскому. Поэтому ее центристский путь хорош и для нее самой, и для Запада.

— Что, на ваш взгляд, еще следует сделать, чтобы это единение — Украины и НАТО — было на самом деле одобрительно воспринято в обществе?

— Я бы не рисовал здесь столь трагичную картину в Украине. Опросы общественного мнения показывают, что только приблизительно 20 процентов населения имеют негативное мнение о НАТО. Особенно в таких регионах, как Крым и Донбасс. А 50% вообще не понимают, что же такое НАТО. Мы не надеемся и даже не преследуем цель, чтобы украинское население когда-нибудь было 100-процентно за НАТО. Даже, если сравнивать, во многих западных государствах, таких как Испания, Франция, Италия, коммунистические и другие левые силы против НАТО. Наш Генеральный секретарь является членом социалистической партии Испании, и он сам когда-то был против вступления Испании в НАТО. Не все это знают. Когда я присмотрелся к вашему парламенту, я констатировал, что только коммунистическая фракция достаточно тверда в своих взглядах относительно НАТО.

В первую очередь нам следует работать по всей Украине — особенно в Восточной и Южной. Что касается преодоления стереотипов, то мы это уже делаем и сделаем, поскольку мне кажется что сам процесс формирования национальной идентичности украинцев сегодня довольно тесно связан с их европейской природой. Национально сознательный украинец хорошо понимает, что его исторические и культурные традиции всегда были и являются связанными с Европой. Когда-то член коммунистической фракции в вашем парламенте Борис Олийнык метко сказал, что, дескать, Украина не может возвратиться в Европу, ведь она всегда была частицей Европы. Я полностью согласен с ним.

Я уверен, что при поддержке украинской общественности мы сможем и далее обеспечивать успешную деятельность нашего центра, развивать сотрудничество между Украиной и НАТО во всех сферах.

Петр ТИВИКОВ, Всемирная служба «Радио Украина», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ