22 сентября прекратила свою деятельность одна из старейших (основанная в 1841 году в Великобритании) туристических компаний мира — Thomas Cook. Более 150 тысяч клиентов компании из Британии сейчас находяся за рубежом. А точки компании конфисковываются прямо в аэропортах.
В апреле 2019 года Thomas Cook наняла Alix Partners, которая специализируется на реструктуризации долгов, чтобы сократить задолженность в 1,6 млрд фунтов стерлингов (почти 1,8 млрд евро).
В последние годы бизнес Thomas Cook Group был убыточным и холдингу все сложнее становилось обслуживать свои кредиты. Выручка холдинга в предыдущем финансовом году, который окончился 30 сентября 2018 года, достигла 9,6 млрд фунтов стерлингов, чистый убыток — 163 млн фунтов. Аналогичные показатели за первые шесть месяцев текущего финансового года — 3 млрд, чистый убыток — 1,4 млрд. общие обязательства на конец предыдущего финансового года и первого полугодия 2019-го — 6,3 млрд фунтов стерлингов.
Чтобы выйти из сложившейся ситуации, совет директоров группы этим летом договорился со своим крупнейшим акционером — китайской Fosun — и банками-кредиторами о докапитализации. Они вместе должны были инвестировать в группу 700 млн фунтов, что позволило бы группе пережить зимний сезон 2019/20 года.
Впоследствии Thomas Cook должен был избавиться от туроператорского и авиационного подразделений и сосредоточиться на гостиничном бизнесе.
Докапитализация предусматривала, что часть китайской Fosun, у которой на конец 2018 финансового года было 13% акций Thomas Cook Group, увеличится. Кроме того, в капитал должны были войти и банки -владельцы облигаций турхолдинга.
Соответственно, доли всех остальных акционеров должны были снизиться, что обесценивало их доли. Поэтому, когда 12 июля план докапитализации был объявлен, акции Thomas Cook Group упали на бирже: 11 июля одна ценная бумага холдинга стоила 13,3 пенса за штуку, на следующий день — всего 5,38 пенса. Капитализация всего холдинга снизилась до 82 млн фунтов.
Как пишет BBC, после этого Thomas Cook попросил о финансовой помощи у правительства в размере 250 млн фунтов (около 283 млн евро). Правительство отказало в помощи, назвав это неоправданным расходованием средств налогоплательщиков.
Впоследствии министр транспорта Грант Шеппс, комментируя это решение, выразил мнение, что это финансовое вливание все равно не спасло бы компанию.
«Я боюсь, что это удержало бы их на плаву в течение очень короткого периода времени, после чего мы вернулись бы к необходимости возвращать на родину людей в любом случае», — заявил он.
150 тысяч клиентов компании из Великобритании сейчас находятся за рубежом. По данным The Sun — на 51 курорте в 17 странах.
Министерство транспорта Великобритании пообещало организовать максимально близкое к запланированной ими дате возвращение домой. Их должны будут доставить специальными бесплатными рейсами или регулярными рейсами других авиакомпаний, оплачивать которые клиентам обанкротившейся компании также не придется. Британские СМИ называют это «крупнейшей в истории мирной репатриацией» В Министерстве транспорта отметили, что «небольшому количеству» клиентов, возможно, придется самим забронировать и оплатить полет домой.
Управление гражданской авиации (Civil Aviation Authority) связывается с гостиницами, в которых сейчас проживают клиенты Thomas Cook, чтобы сообщить, что стоимость их проживания будет покрываться государством.
Клиентов обанкротившейся компании просят не сокращать запланированный отдых и не приезжать в аэропорт, не узнав на специальном веб-сайте детальную информацию об организации обратного полета.
Thomas Cook называл среди причин своих финансовых проблем политические беспорядки в странах, куда люди отправляются отдыхать, в частности, в Турции, длительную жаркую погоду прошлым летом и то, что клиенты откладывали бронирование услуг из-за Brexit.
На момент банкротства в компании работали 22 тысячи сотрудников, 9 тысяч из них — британцы. Ежегодно Thomas Cook обслуживал 22 млн клиентов.
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон поставил под сомнение то, были ли должным образом мотивированы директора компаний для «решения таких вопросов» (спасения компании от банкротства. — Ред.).
BBC отмечает, что, хотя компания закрывала свои торговые точки, пытаясь сократить расходы, в марте 2019 года их были около 500. Это требовало больших расходов, чем у конкурентов, работающих онлайн.
Еще одним признаком того, что компания неэффективно управляла своими финансами в кризисной ситуации, было то, что она прекратила выплату дивидендов инвесторам лишь в ноябре 2018 года.
Что будет дальше со старшей туристической компанией Британии, непонятно. Британское правительство инициировало проверку причин банкротства компании. Несмотря на то, что некоторые эксперты призывают к национализации Thomas Cook, в правительстве категорически выступают против этого, пишут британские СМИ.
Тем временем эксперты в Украине уже заговорили о признаках глобального экономического кризиса. Есть четыре причины, по которым эксперты прогнозируют глобальные проблеми мировой экономики. И банкротство британского старожила до сих пор не входило в их перечень. Первая — кризиса не было уже 10 лет. Это значит, что цикл среднесрочной стабильности заканчивается — далее должна быть рецессия. 10 лет — почти крайняя точка в теории среднесрочных циклов Жюгляра (Клеман Жюгляр — французский экономист XIX века), которая говорит о перезагрузке экономики каждые 7-12 лет. Последним был глобальный обвал 2008-2009 годов. После этого мировая экономика не была в суперформе, но все же росла. За этот период можно вспомнить одно серьезное потрясение — долговой кризис в Европе в 2010-2014. Во-вторых, длинные долги стали дешевле коротких. Аналитики крупных инвестфондов не советуют вкладывать в краткосрочные активы (сроком до одного-двох лет) — ожидают проблем. В-третьих, золото дорожает: плюс 20% с начала года и плюс 10% — с начала августа. Глобальные инвесторы начинают искать самые безопасные активы. И наконец четвертое — центробанк паникует. Год назад ситуация с экономическим ростом в США и ЕС позволила крупнейшему центробанку мира заговорить о повышении ставок (в Европе они долго находятся на околоконулевом уровне, в Штатах -около 2%) — это было скорее хорошим сигналом: экономика растет настолько, что ее даже нужно притормозить, сделав деньги дороже. Сейчас все изменилось: Федеральная резервная система США снизила свои ставки, следом за ней это сделал почти весь главный центробанк мира. Резкая смена приоритетов (притормаживать экономику, а уже через год — опять стимулировать ее) настораживает: обычно циклы снижения / повышения ставок более длительные. Сейчас явно что-то пошло не так.
Может ли Thomas Cook стать той бабочкой, взмах крыльев которого вызовет бурю?
Медиа сообщают, что побаивается эффекта домино и полного краха в связи с банкротством британской компании Thomas Cook греческая отельна индустрия. Лишь на Крите семь из десяти турфирм сотрудничают исключительно с этим британским агентством.
В то же время эксперт по путешествиям Саймон Колдер заявил BBC, что Thomas Cook «не был готов к XXI веку».
«Теперь каждый может притвориться, что он туристический агент. У всех есть доступ к местам на авиалиниях, местам в гостиницах, сервисам по аренде автомобилей в мире, и все можно спланировать», — отметил он.
А проблема в том, что Thomas Cook и другие крупные туристические операторы забыли завещание самого Томаса Кука, который, во-первых, сам лично составлял программы поездок, а во-вторых, постоянно придумывал что-то новенькое: то поездку по литературным местах Шотландии, то горные туры в Швейцарию, то поездки по святым местам в Палестине.
Ассортимент крупных туристических операторов однообразный и скучный. Летом Турция — Греция — Испания — Италия, зимой Таиланд и (если нет терактов) Египет. Плюс немного главных мировых столиц, плюс немного экзотики наподобие Кубы или Гоа. Вот и все.
Поэтому все большей и большей популярностью пользуются компании, которые организуют необычные туры для небольших групп и даже разрабатывают индивидуальные поездки. Раньше такой туризм был намного дороже массового туризма, теперь же, благодаря диджитализации, разница стала не принципиальной.
Массовый европейский турист, в свою очередь, стал более прихотлив. В результате крупные компании попадают в замкнутый круг. Их бизнес-модель рассчитана на продажу большого количества однотипных недорогих массовых туров, в которые они везут большие группы туристов на больших самолетах, а затем большими автобусами развозят их по большим гостиницам. А люди хотят хотя бы иллюзию индивидуальности и хоть капельку ексклюзивности.
Конечно, говорить о том, что массовый туризм исчезнет как явление, в ближайшие годы преждевременно. Крафтовая революция хотя и изменила мировой пивной рынок, но не убила большинство крупных транснациональных корпораций. Но то, что туристическая индустрия будущего — это индивидуальные предложения, согласно большинство игроков этого рынка. И как знать, возможно, пройдя через банкротство, возрожденный Thomas Cook станет одним из пионеров этого прекрасного нового туризма.