Новый посол Канады в Украине Эндрю Робинсон убежден, что в нынешней ситуации Украина получила значительные шансы для расширения своего сотрудничества и с НАТО, и с мировым сообществом в целом. В отличие от других своих коллег, он отказывается комментировать ситуацию в Украине, отмечая только, что отношения особого партнерства между Украиной и Канадой непрестанно развиваются. В интервью «Дню» посол Э. Робинсон много говорил о том, насколько хорошо оценивается вклад Украины в антитеррористическую операцию. И пытался избегать упоминаний о проблемах, которые, между тем, существуют — в частности, по его же словам, канадские бизнесмены, которые сначала с большими надеждами пришли со своими капиталами в Украину, в результате получили здесь негативный опыт. И изменений к лучшему в Украине еще недостаточно, чтобы ее имидж в одночасье улучшился. Раньше г-н Робинсон работал послом в Иордании, а также в иностранных представительствах в Праге, Лондоне, Бейруте и Каире. Все вопросы интервью с послом Робинсоном, очевидно, будут темами разговора в Киеве министра иностранных дел Канады Менли, который вскоре посетит с визитом Украину. Между прочим, за последнее время это будет первый визит высокого ранга из Северной Америки.
— Как сейчас в Канаде воспринимают Украину со всеми ее нынешними внутренними проблемами, учитывая и то, что Канада всегда была симпатиком Украины, и то, что имидж Украины сегодня серьезно испорчен?
— Я сказал бы, что у нас всегда был очень позитивный имидж, очень позитивные отношения с Украиной. Мы имеем отношения особого партнерства, это отмечено в межгосударственном документе. Согласно этому документу, раз в восемнадцать месяцев проходит заседание межправительственной экономической комиссии. Такое заседание прошло месяц назад, на нем еще раз был подтвержден особый характер отношений между нашими государствами. Результаты этого заседания подтвердили перспективы для развития наших отношений.
Я также сказал бы, что канадцам сейчас есть о чем подумать, они не просыпаются каждое утро, вспоминая о Украине, как и о любой другой стране. Мы не намерены подробно комментировать внутренние проблемы Украины. Что же касается несчастного случая с самолетом — это была ошибка, это была трагедия, и Президент Кучма принял меры, в результате которых, как мы надеемся, подобная трагедия в будущем не повторится.
— Многие страны мира, в том числе и Канада, приветствовали экономический рост в Украине. Вы говорили, что последнее заседание межправительственной комиссии дало большие перспективы для сотрудничества. И тем не менее, канадская деловая активность не увеличивается. В чем причина? Что нужно для улучшения бизнес-климата, если он все еще неудовлетворителен? Как вообще настроен канадский капитал в отношении Украины? Канадцы идут из Украины или в Украину?
— Вопрос, каким иностранные инвесторы видят инвестиционный климат в Украине, не специфически канадский, но общий для всех. Межправительственная экономическая комиссия создана для откровенного разговора и о перспективах сотрудничества, и о проблемах, препятствующих его развитию. Этот форум дает возможность бизнесменам узнать о возможных деловых предложениях украинской стороны и предоставляет им возможность высказаться об их проблемах. Мы проводим такие заседания с той точки зрения, что мы — друзья Украины. Лучшие друзья могут показать, какие вызовы еще существуют, и какие возможности Украина теряет вследствие определенной регуляторной политики.
Украина достигла значительного экономического роста, значительного улучшения инвестиционного климата. Она является большим рынком с большими возможностями для партнерства. Но к сожалению, этого недостаточно для того, чтобы иностранные бизнесмены пришли сюда работать, для того, чтобы они воспользовались теми возможностями, которые здесь должны существовать и которые должны развиваться на пользу живущим здесь людям.
Мы надеемся, что, работая таким образом с Украиной, мы помогаем ей, помогаем ее правительству достигать ее собственных интересов, интересов украинского народа, чтобы и дальше открывать рынки, разрегулировать то, что сейчас слишком зарегулировано, упростив и рационализировав налоговое законодательство, таможенное законодательство, лицензионное законодательство, чтобы помочь тем людям в украинском правительстве, которые понимают важность всего этого, того, чтобы были созданы условия для дальнейшего развития.
Сначала канадцы много инвестировали в Украину, поскольку у них было позитивное отношение, позитивное чувство к Украине. Но они приобрели плохой опыт. И в результате сегодня отношение канадских инвесторов можно сравнить с отношением других иностранных инвесторов. Цифры говорят сами за себя: прямые иностранные инвестиции в Украину сос уровнем иностранных инвестиций в Венгрию или Польшу, то это совсем небольшая часть. Иностранные инвесторы, чьи бы они не были, в том числе — и канадские, проводят очень детальный анализ того, куда им инвестировать, и в конечном счете, у них есть выбор.
— То, как будут проведены парламентские выборы-2002 и их результаты, может иметь какое-то значительное влияние на состояние двухсторонних отношений, или они будут только эпизодом в истории, который такого влияния не окажет?
— Канада придает чрезвычайно большое значение свободным и справедливым выборам. Нас уже пригласили послать своих наблюдателей на эти выборы. Конечно, мы это будем делать очень серьезно, но с позиции дружбы, как мы это всегда делаем. Хотя я убежден, что выборы продемонстрируют ответственность избирательной комиссии, украинской власти, их уважение к свободе, справедливости выборов, и в результате выборы будут такими, что будущий парламент сможет справиться с вызовами, стоящими перед Украиной.
— Правильно ли вообще были с самого начала расставлены акценты в антитеррористической операции? Готово ли канадское общество к тому, что эта операция, очевидно, будет продолжительной и нелегкой, и не ограничится только арестом бен Ладена?
— Я сказал бы, что канадцы думают в первую очередь о событиях 11 сентября, о том, как эти события чрезвычайно повлияли на жизнь, на международные отношения. С этой точки зрения мы можем сказать об Украине только хорошее — о том, в частности, как она положительно отреагировала на необходимость сотрудничества. Это касается и вопроса предоставления гуманитарной помощи, полетов над украинской территорией, а также реакции Украины и других аспектов. Это касается резолюции Совета Безопасности ООН относительно отмывания денег. Именно эти вопросы были в поле внимания канадского правительства, а также необходимость активного участия в борьбе с терроризмом, необходимость свежего взгляда на вопрос внутренней политики и на возможные влияния на внутреннюю жизнь Канады.
Мы признаем, что наше участие приведет к определенным расходам. Нужны будут дополнительные средства, или же, возможно, придется делать перерасчеты в пределах существующего бюджета. Канада уже выделила определенные военные ресурсы для участия в совместных военных усилиях. Это включает пять морских кораблей, несколько транспортных самолетов, разведывательные и спасательные самолеты, персонал обслуживания этой техники, а также дополнительный военный персонал.
Мы восхищены той ролью, которую играет Украина в дебатах в ООН как непостоянный член Совета Безопасности ООН.
На прошлой неделе мы приветствовали заявление Президента Кучмы о том, что Украина готова предоставить свои транспортные самолеты для гуманитарной помощи. Я убежден, что будет еще дальнейшее обсуждение этой темы по мере того, как потребность в самолетах для транспортировки гуманитарной помощи будет более очевидной.
— Собирается ли Канада отправить свой наземный контингент в составе коалиции?
— В адрес Канады не поступала просьба относительно подобного вклада. Но мы тесно сотрудничаем с Соединенными Штатами, и мы сделали свой вклад.
И еще я хочу напомнить об очень важном участии Канады в гуманитарном аспекте, чтобы удовлетворить потребности людей, страдающих сейчас в Афганистане. В течение шести-семи последних лет мы предоставляли помощь продовольствием на сумму 150 млн долларов (канадских — Ред. ), На прошлой неделе было объявлено о продолжении предоставления такой помощи Афганистану еще на сум
Конечно, в Канаде никто не надеется, что это будет мгновенная операция, и что она сразу принесет результаты. Признано, что операция должна проводиться на многих фронтах, не только на самом военном фронте в Афганистане, хотя это также очень важно, поскольку Талибан отказался выдать бен Ладена, и они уже признали, что была такая возможность, если бы они этого хотели. Необходимо провести операцию на многих других фронтах, нужно адекватно реагировать, нужно улучшить возможности сотрудничества на международной арене в отношении улучшения безопасности для того, чтобы эта безопасность вновь была эффективной для населения всего мира.
Что касается отношения канадской общественности к этой операции, то я хочу сказать, что по этому вопросу, как и в отношении канадского вклада, в нашем парламенте были проведены многочисленные дебаты. Это все проходило на фоне очень сильного заявления премьер-минист ра Кретьена. Что касается других законов, которые уже были приняты или еще необходимо принять, — на них сейчас смотрят свежим взглядом в свете событий 11 сентября. Канадская традиция требует, чтобы различные взгляды, существующие в обществе, обязательно высказывались в парламенте. Они обязательно дискутируются перед тем, как принимается закон.
— После 11 сентября США, Германия, Франция, Британия приняли законодательство, наделяющее спецслужбы большими полномочиями, делающее более жесткими меры безопасности и иммиграционную политику. Канада собирается последовать их примеру? Это как-то отразится на процедуре получения визы?
— Канадское иммиграционное законодательство на самом деле пересматривается каждые 11-12 лет. Собственно, как раз сейчас в парламенте прошли дебаты по поводу нового иммиграционного закона, и эти дебаты также прошли в свете событий 11 сентября. Но несмотря на это, версия иммиграционного акта, поданная на тот момент в парламент правительством, не изменилась, он был принят в том виде, в котором правительство подавало проект в парламент. К этому закону было внесено несколько определенных изменений. Они касались того, каким образом рассматриваются заявления беженцев, а не в той части, которая касается легальных иммигрантов из Украины или посетителей. Так что кратко я ответил бы так: в нашей иммиграционной политике не произошло никаких изменений в результате событий 11 сентября.
— Может ли создаваемая сейчас международная антитеррористическая коалиция стать моделью для международных отношений в новом столетии? Могут ли быть в этом контексте пересмотрены роль и функции НАТО, может ли здесь возникнуть новый контекст, новое поле для сотрудничества НАТО и Украины?
— Да — на оба вопроса. Иными словами, события на международной арене, международная ситуация всегда развиваются. Правительства должны действовать в соответствии с ситуацией, которая находится в постоянном развитии. Так было на протяжении всей истории.
Бесспорно, после событий 11 сентября все развивается намного быстрее и очень серьезно.
Что касается Украины, то возможности ее более тесного сотрудничества с НАТО сейчас возросли. Это сотрудничество и сейчас очень значительно благодаря программе «Партнерство ради мира», в которую Канада также делает значительный вклад. Канада также делает свой вклад в программу реформы украинских Вооруженных сил. Канада всегда поддерживала как можно более тесное сотрудничество Украины с НАТО. Поэтому я сказал бы, что для Украины существуют значительные возможности для более широкого сотрудничества и с НАТО, и с международным сообществом, для того, чтобы она стала более известной.