Достаточно неожиданным поворотом в запланированном ходе переговоров в Ташкетне между премьер- министрами Узбекистана и Украины Уткиром Султановым и Виктором Ющенко стало заявление главы узбекского правительства о возможности поставлять больше природного газа в Украину. Поставки узбекского газа в Украину, собственно, уже продолжаются в течение двух последних лет. До сих пор, правда, он практически не учитывался в украинских «газовых раскладах». Возможно, вследствие некоторых типичных украинских особенностей трейдерства. Впрочем, даже договорившись о закупках узбекского газа, Украина рискует не решить сразу две проблемы: его транспортировки по российским магистралям и его оплаты.
Еще одним неожиданным предложением узбекской стороны в ходе переговоров стала инициатива создания в Украине ряда совместных предприятий по производству ювелирных изделий из узбекского золота(ежегодно в Узбекистане добывается около 85 тонн золота, которое до настоящего времени не экспортировалось в Украину). Возможно, это и не хуже, чем ждать, когда же будут добыты первые серьезные партии собственного золота.
Тем временем Киев и Ташкент, кажется, решили, что можно сделать со старыми долгами. А именно — произвести абсолютно нерыночный механизм взаимозачета долгов, образовавшихся при производственной кооперации по реализации проекта создания самолета Ан–70, в результате финансовых взаиморасчетов субъектов хозяйствования в 1992 году, а также при разделе железнодорожного транспорта. Идею взаимозачета поддержал президент Узбекистана Ислам Каримов, сообщает Интерфакс-Украина.
Кроме того, украинская делегация привезла на переговоры в Ташкент свои претензии по поводу того, что Узбекистан не выполнил своих обязательств по объемам поставок хлопка в обмен на поставки металлургической продукции и полуфабрикатов — по информации украинского правительства, в 1999 году в Украину было поставлено около 3 тыс. тонн узбекского хлопка, что значительно меньше объема, о котором было договорено ранее. Все проблемы договорились решать в течение месяца, с точным графиком действий.
Украина и Узбекистан считают, что куда больше можно было сделать и в транспортной сфере. Стороны намерены вскоре прийти к конкретными решениям о транзитных перевозках узбекских грузов через Украину и участии украинских специалистов в строительстве дорог в Узбекистане. В конце концов, Узбекистан не в последнюю очередь из-за заинтересованности в Евроазиатском транспортном коридоре присоединился к ГУУАМ.
Украинская сторона вышла с предложением обратиться к премьер-министру России Михаилу Касьянову с просьбой снизить российские тарифы на транспортировку железнодорожным транспортом узбекских грузов, которые следуют в направлении Украины. Ибо для грузов, идущих в страны Балтии, тарифы едва ли не вдвое ниже.