Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Трещина в «евразийском проекте»

Казахстан ограничивает количество пусков российских ракет и планирует запретить импорт бензина
1 февраля, 2013 - 12:11
Фото с vesti.kz

Между Россией и Казахстаном возникли точки напряжения. Обе страны никак не могут договориться об использовании космодрома «Байконур» для запусков российских спутников. Хотя министры иностранных дел России Сергей Лавров и Казахстана Ерлан Идрисов заверили, что просто есть рабочие моменты, требующие обсуждения. В частности, последний заявил, что «никакого скандала нет». Что-то не очень верится в свете последующих событий.

Начнем с перевода казахского языка на латинскую графику. В Москве официально на это никак не отреагировали, но пресса определенного политического направления изощрялась вовсю. В принципе, латинская графика более подходит тюркским языкам. Такое решение принял еще первый съезд тюркологов в Баку в 1927 году. Первой такой переход осуществила Турция. В СССР, например, до 1939 года татарский язык пользовался латинской графикой. Потом все перевели на кириллицу. Азербайджан в 2005 году перешел на латиницу. Теперь пришла очередь Казахстана. Учитывая, что судебные инстанции запретили переход на латиницу тюркским народам России, в решении Казахстана, члена Таможенного союза и прочих евразийских объединений, многие в Москве усмотрели политический акт. Хотя Ерлан Идрисов со ссылкой на президента Нурсултана Назарбаева на пресс-конференции заявил, что перевод казахского языка на латиницу не говорит о смене геополитических интересов его страны. Может, и так, но осадок у кое-кого в соседней стране остался.

Скандал вокруг «Байконура» начался еще в конце декабря прошлого года. Согласно постановлению правительства Казахстана, количество согласованных стартов ракеты-носителя «Протон» было снижено до 12 вместо 17. Официально это связано с проблемами загрязнения окружающей среды.

Экологические проблемы, несомненно, присутствуют, но не они являются основными. Как заявил глава «Казкосмоса» космонавт Талгат Мусабаев в декабре на заседании нижней палаты парламента, «соглашение по аренде «Байконура» было принято в 1994 году и отработало свое. Президент Нурсултан Назарбаев поставил задачу разработать новый всеобъемлющий договор по комплексу «Байконур». Арендная плата России за «Байконур» составляет 115 миллионов долларов в год. Соглашение заключено на 50 лет, но теперь в Астане решили начать его пересмотр.

Министерство иностранных дел России предъявило ультиматум Казахстану в ответ на ограничение запусков ракет с «Байконура». Интересно, что Сергей Лавров назвал предъявленное требование «обыкновенной нотной перепиской». В том случае, если власти Казахстана не пересмотрят свое решение, Россия грозит прекратить сотрудничество по всем совместным проектам в области запуска космических аппаратов.

Маховик противостояния, несмотря на официальные опровержения, продолжает раскручиваться.

Министерство нефти и газа Казахстана подготовило два варианта постановления правительства. В первом предполагается полный запрет импорта высокооктанового бензина и дизельного топлива на полгода, а во втором говорится о введении «количественного ограничения» на тот же срок. Документы предполагают закрепление за государственным «Казмунайгазом» статуса оператора по ввозу нефтепродуктов из России.

Сейчас на рынке нефтепродуктов Казахстана наблюдается дефицит из-за реконструкции крупнейших НПЗ — Павлодарского и Чимкентского. В течение прошлого года из России было импортировано 1,3 млн т нефтепродуктов без уплаты экспортных пошлин в рамках Таможенного союза. По межправительственному соглашению, взамен Казахстан должен поставлять нефть. На коллегии министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев сообщил, что «Казахстан должен поставить в Россию 1,2—1,5 млн т нефти за импортированные в 2012 году нефтепродукты. Разумеется, с оплатой, но цена на эту нефть ниже, чем экспортная цена в дальнее зарубежье». По его словам, такие условия могут оказать влияние на снижение доходов бюджета страны. В результате в этом году Казахстан будет в десятки раз увеличивать объем более выгодных толлинговых операций с Китаем. В прошлом году объем переработанной там нефти составил 500—600 тыс. т. Хотя, заметил Сауат Мынбаев, весь объем импорта из России пока заменить невозможно.

Если проанализировать возникшие конфликты, то за ними просматриваются не только финансовые и коммерческие, а и политические проблемы.

Координатор региональных программ Института востоковедения Российской академии наук Александр Князев считает, что «постепенное превращение Таможенного союза в реальность активизировало в Казахстане различные внутренние силы — от приграничного криминала до национал-патриотов — выступающие против интеграции. Немало недовольных и в легальном бизнесе, чьи условия работы не вписываются в новые обстоятельства. Достаточно болезненно отразился интеграционный процесс на социальной сфере... Нурсултан Назарбаев не может не считаться с этими факторами противодействия. Отсюда, в частности, ряд его заявлений, иногда прямо противоречащих идее евразийской интеграции».

Добавим к этому серьезное размежевание в казахской элите. В ней существуют не только пророссийские, но и прозападные, прокитайские группировки. Последним тесная интеграция с Россией совершенно не нужна. Казахстан очень богат полезными ископаемыми, и на них всегда найдется покупатель. Тем более, что китайский рынок по многим параметрам гораздо более емкий и выгодный. Добавим к этому усиление борьбы за главный пост в стране с учетом возраста Нурсултана Назарбаева. Так что слишком сильные объятия северного соседа многим не по душе в Астане, и они хотели бы несколько дистанцироваться, в том числе и в экономической сфере.

Говорить о разрыве между Россией и Казахстаном, по крайней мере, преждевременно. Тем не менее, Таможенный союз подвергается серьезным испытаниям. Как отметил руководитель Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, «причина разногласий в недоверии и обмане — и Россия, и Казахстан недостаточно честны друг с другом... Трудно представить, чтобы Москва рискнула вести себя подобным образом с Индией или Китаем».

Если Россия тоном диктатора говорит со своим ближайшим союзником, то как будут разговаривать с Украиной в случае ее присоединения к ТС, представить совсем нетрудно. И об этом следовало бы подумать сторонникам безоглядного движения Украины в восточном направлении.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ