Российский президент Владимир Путин объявил о готовности быть посредником между двумя претендентами на должность президента Югославии. Он пригласил Слободана Милошевича и Воислава Коштуницу прибыть в Москву, чтобы вместе прояснить ситуацию. Этакая миротворческая инициатива — а что, неплохая. Во всяком случае, она демонстрирует российские представления о геополитической роли страны. Ее президент, как мудрый монарх, призывает к себе неразумных славянских союзников, чтобы решить, кто из них достоин царской короны. Не Москва, а Византия какая-то! Третий Рим!
Каким образом реально Россия может повлиять на ситуацию в Югославии — это оставим за скобками. Очевидно, что у Москвы нет реальных — кроме пропагандистских, конечно — рычагов влияния. Годами югославский режим убеждал собственное население, что именно Россия является единственным союзником сербов. Оппозиция, конечно же, считалась с этим мифом — и оппозиционные лидеры также посещали Москву в попытке найти там поддержку. Однако итоги президентских выборов в Югославии замечательно продемонстрировали, что с мифами покончено, что теперь пропаганде Милошевича мало кто верит... И оппозиция — если она того захочет — может больше не считаться с идеей авторитета Москвы. Почти сразу же после сообщения о посреднических намерениях Владимира Путина оппозиционный победитель президентских выборов Воислав Коштуница наряду со своей излюбленной темой — упреками в адрес Запада — впервые вспомнил Россию: он упрекнул ее в нерешительности. Конечно, оппозиционеры желали бы, чтобы Москва, как и западные столицы, согласилась с тем, что итоги выборов в СРЮ были сфальсифицированы, чтобы она потребовала от Милошевича отставки, а не подтверждала его легитимность своими посредническими инициативами. Но этого не происходит. «Третий Рим» вряд ли сегодня может поддержать даже воображаемую революционную волну: в нем самом происходят, скорее, реставрационные процессы, и он готов стоять на страже чужой легитимности, пусть и сфальсифицированной... А хоть и сфальсифицированной — тоже еще новость для постсоветского пространства!
Так Россия потеряет Югославию — если уже не потеряла... Однако ее президент сохранит само представление византийского императора — в конце концов, в Константинополе с гордостью носили корону даже тогда, когда из старой империи разбежались последние вассалы...