В США все большие обороты набирает президентская кампания. В частности в данный момент в обеих партиях Республиканской и Демократической продолжается борьба за избрание кандидатом на выборы, которые состоятся в ноябре 2016 года. В демократическом лагере пока еще фактически безусловным лидером на номинацию считается экс-госсекретарь Хиллари Клинтон. Между тем среди республиканцев развернулась настоящая конкуренция среди 17 претендентов?! чтобы быть кандидатом от этой Grand old party (GOP) в переводе «Большая старая партия».
Ввиду того, что представитель демократов два срока находится в Белом доме, то соответственно ожидается, что следующим президентом будет республиканец. В истории не было примера, чтобы демократы трижды кряду выигрывали президентские выборы. Поэтому ныне внимание во всем мире, да и в первую очередь в самой Америке, приковано к состязаниям республиканцев.
И очередную такую возможность лучше понять, кто есть кто среди кандидатов GOP, дадут вторые республиканские дебаты, которые состоятся сегодня утром по киевскому времени в библиотеке им. Рейгана в Сими Вели, штат Калифорния.
В канун этих дебатов некоторые американские аналитики считают, что кандидаты от Большой старой партии должны начать дискуссии с войны в Украине при оценке вызовов американских интересов за рубежом. «Если Россия будет доминировать в бывшей советской республике, то аппетит Кремля относительно агрессии в Европе будет расти, и российский президент Владимир Путин приблизится к конечной цели: расколу НАТО. А с разрушенным альянсом и потерей доверия к США, наша способность действовать где-либо в мире значительно ослабнет. Пора поставить Россию на место. Чтобы сделать это, мы должны подорвать три мифа об Украине», — отмечает старший научный сотрудник Школы внешней службы в Джорджтаунском университете Джефри Гедмин в статье «Памятка кандидатам в президенты от Республиканской партии: положите конец трем мифам об Украине».
Первый миф: Украина это чисто европейская проблема и ЕС может возглавить процесс по урегулированию этого кризиса.
«Для Путина Украина важная фигура на большой шахматной доске. Он нуждается в Украине с ее ресурсами, промышленным потенциалом и доступом к Черному морю, чтобы расти и сохранять свою евразийскую империю. Экс-КГБешник чувствует слабость и жаждет власти. Именно поэтому он вторгся в Грузию, нанес кибер-атаки по Эстонии и ведет сегодня войну в Украине», — отмечает Гедмин.
ЕС, объясняет он, не может противостоять Путину, потому что нынешний кризис беженцев, подобно греческой проблеме с долгами открыл глубокие трещины в европейском проекте и поэтому последнее чего хочет Брюссель, так это конфронтации с Россией. Следовательно, только с помощью силы мы можем положить конец желанию России относительно lebensraum — жизненного пространства. Это значит, что Америка должна возглавить лидерство, потому что в противном случае Путин получает то, что он хочет: Восток под контролем Москвы, ЕС в беспорядке, запуганный, слабый и беспомощный союз НАТО, потерянное на долгие годы доверие к США.
Второй миф: нет военного решения проблемы Украины. В действительности, отмечает эксперт, любая выигрышная стратегия для Украины должна включать в себя мощное военное измерение. Серьезный бой через предоставление оружия Украине заставит Кремль дважды подумать прежде чем пытаться делать что-то подобное в других странах региона. А превращение легкой победы в кровавую авантюру может также помочь в долгосрочной перспективе выветрить русский национализм.
Третий миф: сейчас не время давать Украине деньги. Нам нужно подождать, пока не будет покончено с коррупцией и не закончится война.
«Это правда, пишет Гедми, что в долгосрочной перспективе в Украине должна прекратиться война, чтобы ее экономика имела шанс стабилизироваться и развиваться. Также правда, что Украина поражена коррупцией и украинские олигархи и клептократы не исчезнут за одну ночь. Экономический прогресс, подобно победе в войне на Востоке, будет дорогим, и при этом возникнут преграды, а это требует времени. Но расходы на действия должны сравниваться со стоимостью бездеятельности. А это значит потерять Украину, поощрить Россию, нанести вред НАТО, расколоть Европу и еще больше ослабить доверие к Америке. Это путь, который мы вряд ли можем себе позволить. Давайте посмотрим, кто из кандидатов видит большую картину».
И действительно, кандидатам в президенты есть над чем задуматься. Нынче большинство из них просто констатирует факт, что нынешний хозяин Белого дома слабый, и поэтому Путин не уважает его. В частности, на этом постоянно акцентирует внимание лидер среди республиканцев, миллиардер Дональд Трамп, который ведет свою кампанию под лозунгом «Сделать Америку опять великой» и имеет большие шансы быть номинированным в кандидаты в президенты от партии.
Но возникает вопрос: что нужно сделать, чтобы Путин стал уважать президента США? Остается надеяться, что это могут прояснить вторые дебаты республиканской партии. А понять это могут помочь «Пять вопросов, на которые должны ответить республиканцы-кандидаты о Путине». Их подготовил журналист Террелл Жермен Старр, который регулярно пишет на тему политики России и стран Восточной Европы.
1. Что значит Украина для Америки и что теряют Соединенные Штаты, не помогая Киеву защищаться от России? И если Трамп называет подход Обамы «слабым», то каковым является «сильный», учитывая то, что Европа должна присоединиться к такому подходу, поскольку успех санкций зависит от сотрудничества с Брюсселем, — отмечает Старр.
2. Сенатор Марко Рубио заявил, что НАТО должен подтвердить политику открытых дверей для любой страны-просителя, включая Украину и Грузию. Но готов ли он или кто-то из других кандидатов, спрашивает журналист, воевать с Россией из-за Украины или Грузии?
3. На пресс-конференции в Берлине Джеб Буш вспомнил такую важную вещь: Америка не может изолировать Москву до той точки, где «мы толкнем ее в объятия Китая». А поскольку Китай, имея в четыре раза большую экономику, рассматривает Россию как финансовый риск, то есть ли возможность использовать такой момент, и потому было бы интересно услышать от Буша, как возможно использовать Китай в качестве рычага в сдерживании российского экспансионизма, — пишет Старр.
4. В прошлом году сенатор Рэнд Пол написал в статье в Time, что нет реального военного варианта для США в конфликте в Украине. Считает ли он так до сих пор и выступает ли он против двухпартийной поддержки Конгресса предоставить Украине летальное оружие? — спрашивает журналист.
5. Знаем ли мы, в чем заключается конечная цель Путина? И очень важно, — отмечает Старр, — чтобы кандидаты артикулировали, как Америка может ответить на агрессию России в Европе, а теперь еще в Сирии. До сих пор, по его словам, большинство предложений республиканцев относительно того, как лучше иметь дело с Путиным, напоминает больше разговоры, за которыми нет действий. «Да, Трамп сейчас в центре внимания. Я уверен, что бы он ни говорил о Путине, будет веселить. Я просто надеюсь, что он не войдет в образ Путина, чтобы предстать на сцене с обнаженным торсом на коне», — завершает статью Старр.
Действительно, большинство республиканцев заявляет, что они будут жестко действовать против Путина. Джеб Буш во время европейского тура назвал Путина «хулиганом», а Кремль — «коррумпированным». Марко Рубио заявил в мае, что он «обеспечит задний ход российской агрессии». Скотт Волкер предложил «твердо стоять против российской угрозы». Бен Гарсон отмечает, что Соединенные Штаты «должны быть решительными» и вести мир «с позиции силы». А Фиорина не будет «разговаривать с Владимиром Путиным, зато будет действовать».
«РЕСПУБЛИКАНЦЫ СПОСОБНЫ СДЕЛАТЬ ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ США БОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ, АДЕКВАТНОЙ СЕГОДНЯШНИМ ВЫЗОВАМ»
Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел, Киев:
— Мне было бы важно на этих вторых дебатах, во-первых, услышать, осознают ли в США геополитическое значение и вес Украины в современном мире и, во-вторых, есть ли достаточно политической воли у руководства Соединенных Штатов, чтобы, сделав выводы по первому вопросу, проводить практическую политику в поддержку Украины и соответственно сдерживания Российской федерации. Если бы политические деятели Америки четко представили себе приоритеты и дали бы ответы на эти два вопроса, то, думаю, нам украинцам было бы легче. Очевидно то, что для США Украина является не просто страной, которая удалена от нее на десятки тысяч километров, а страной, где сегодня решается вопрос, будет ли западная цивилизация в перспективе сильнее или она начнет процесс своего ослабления, внутреннего развала и в итоге деградации, или, наоборот, она укрепится, и будет двигаться вперед и станет еще большей мировой силой. И соответственно готовы ли сегодня американские лидеры не к разговорам о чем-то, а к практическим действиям, есть ли у них ответственность и политическая воля. Если да, тогда США имеют перспективу, а если нет, то агрессивная Россия быстро это поняв, будет делать то, что она хочет, что она сегодня делает и в Украине, и в Сирии.
Меня оскорбили слова, которые в очередной раз прозвучали из Кремля, что Россия поставляла вооружение и будет это делать в будущем, а все ваши заявления о том, что это может на что-то негативно повлиять, нас меньше всего тревожат. Если такая соглашательская политика со стороны Запада будет продолжаться, это будет означать, что за Сирией будут другие страны, другие кризисы. На силу можно отвечать только силой, не обязательно военной, но силой. И для этого и у США, и у Европы есть предостаточно возможностей.
Республиканцы могут на многом заработать поддержку со стороны американского общества. Демократы в своей внешней политике демонстрировали, скорее всего, не желание назвать все своими именами, а искали способы избежать ситуации, когда нужно принимать сложные, но ответственные политические решения. Поэтому сегодня республиканцы имеют хороший карт-бланш для того, чтобы показывать эти не очень успешные внешнеполитические шаги нынешней и предыдущей администрации и делать на этом свой собственный промоушен. Я думаю, что республиканцы способны, если они вернутся к власти, сделать внешнюю политику США более выразительной, адекватной сегодняшним вызовам. Мне кажется, что они будут готовы принять вызов, а не делать вид, что его нет, потому что иначе геополитическая роль и значение Соединенных Штатов будет постепенно, но неудержимо уменьшаться.
«ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ НА ЭТИХ ДЕБАТАХ ПРОЗВУЧАЛА ИДЕЯ УКРАИНЫ КАК СОЮЗНИКА США»
Юрий ЩЕРБАК, экс-посол Украины в США, Киев:
— Мы видим, что одна страна — Россия, которая превратилась в агрессивную и авторитарную страну, которая постепенно возвращается к своеобразному сочетанию сталинизма и фашизма, становится очень опасной в глобальном масштабе. Думаю, что лидерам США, в частности республиканским, нужно обсудить этот вопрос, потому что это прямой вызов существующему порядку безопасности в мире и прямой вызов Соединенным Штатам.
Если Америка не даст сегодня ответ на этот вызов России, которая угрожает не только Украине, но и восточноевропейским государствам, а в Арктике интересам северных стран, в том числе Канаде, которая посылает самолеты для проверки систем ПВО стран-членов НАТО, которая обсуждает вопрос применения ядерного оружия, то эта страна становится опасной. И это как раз является предметом обсуждения на республиканских дебатах.
И Украину нужно вернуть не только в русло какого-то регионального конфликта, как многие пытаются сделать это, а рассматривать в мировом контексте. Ведь Украина ныне в центре мировой истории, мирового торнадо, который бушует на ее территории. Украина испытала на себе, что такое гибридная и информационная война. И нужно сказать, что ни одна страна в мире не имеет полного иммунитета от такого рода войн. Опыт Украины нужно изучать всем свободным и демократическим странам мира и в том числе Соединенным Штатам Америки.
Украина до сих пор ведет войну, фактически не получая оружия, которое могло бы повысить ее оборонный потенциал. И я считаю, что это позор для демократических стран и особенно для США. Хотелось, чтобы на этих дебатах прозвучала идея Украины как союзника США.