Экс-канцлер Германии Герхард Шредер согласился стать председателем компании, прокладывающей газопровод из России через Балтийское море в Германию и дальше в Западную Европу. Во многих странах Шредеру выдвинули бы обвинение в злоупотреблении служебным положением. Его очевидная этическая ошибка усугубляется тем фактом, что в этот самый момент Россия угрожает прекратить поставки газа в Украину, если Киев не согласится с требованиями о повышении цен со стороны принадлежащего государству газового монстра «Газпрома».
Стратегическая задача России очевидна: прекращение поставок газа в Украину в настоящее время также означает прекращение поставок газа в большую часть Европы, потому что часть ее крупнейших газопроводов проходит через Украину. Обходя Украину, Польшу и, конечно, страны Балтии, новый газопровод обещает предоставить более мощные рычаги Кремлю, стремящемуся вновь заявить о себе в регионе. Президенту Владимиру Путину и его администрации больше не придется беспокоиться о Западной Европе, когда они решат, насколько сильно прижать бывших коммунистических соседей России.
Стоит ли Европе действительно предоставить Путину это новое имперское оружие? Не будет ли еще хуже, когда Россия повернет его против зависимого в энергетическом отношении ЕС? То, что бывший немецкий канцлер собирается возглавить компанию, которая может предоставить России способы влияния на экономику ЕС, является доказательством опасного самодовольства Европы перед лицом неоимпериалистских амбиций Путина.
Конечно, российские СМИ осознают растущую зависимость Европы от российской энергии. На самом деле, они упиваются этим: после того, как мы объединим и увеличим наш общий газовый бизнес, пишут авторы российских передовых изданий, Европа замолчит о правах человека. Путин выражает такую позицию более скрытым способом: своим обязательством следовать курсу, по его словам, «независимой политики». Под этим он подразумевает то, что Россия должна быть «независимой» от озабоченности западных демократических государств проблемами морали и прав человека.
Возможно, некоторые европейские руководители действительно полагают, что цель, которая заключается в поддержании уютного процветания Союза, оправдывает молчание о правах человека и других проблемах, раздражающих Кремль. Конечно, мы можем высказываться — кратко — в «коммерческих» вопросах, таких, например, как отчуждение собственности ЮКОСа, но если Кремль установит цену на наши ценности или критику российских проступков — как, скажем, в Чечне — европейцы, по-видимому, скорее замолчат, чем столкнутся с необходимостью платить более высокие цены за энергию, или даже такой блокадой, которая в настоящее время угрожает Украине.
По мере того, как Путин перетасовывает свою администрацию, подчиняя Думу своей воле, надежды ЕС на растущую «европеизацию» России необходимо оставить. Россия, которую строит Путин, преобразилась от надежд на свободу после советского режима в нефтяной и газовый бастион для своей новой образцовой элиты из бывших КГБ-эшников. Действительно, Маттиас Уорниг, исполнительный директор консорциума газопровода, который возглавит Шредер, является давним другом Путина. В начале этого года журналисты The Wall Street Journal сообщили, что Уорниг, который возглавляет российское отделение Дрезденского банка, был агентом Штази, тайной полиции в Восточной Германии, и познакомился с Путиным в конце 1980-х гг., когда российский президент находился в Восточной Германии в качестве агента КГБ.
ЕС подписал многочисленные соглашения с Россией, включая соглашение об «общих пространствах» для свободы и правосудия. Кремль очень хорошо умеет создавать видимость такого идеализма. Его контроль над Восточной Европой всегда укреплялся на основе «договоров о дружбе», а вторжения советских войск в Венгрию в 1956 г. и Чехословакию в 1968 г. были «братскими» миссиями...
Если европейцы серьезно относятся к своим общим пространствам для прав человека и свобод, они должны признать, что расчетливые чиновники из путинского Кремля не разделяют этих ценностей. То же самое касается представления о России как союзнике в борьбе с терроризмом: скорее холодные умы Кремля будут просто использовать каждый кризис, как возможность усилить свою разрушительную власть и влияние.
Нас, новые демократические государства Восточной Европы, научило наше наследие, что за каждым дипломатическим актом России скрываются имперские амбиции. Западные европейцы, которые были избавлены от такого наследия, должны принять во внимание наши предупреждения. Зависимость от России — даже если от ее лица теперь выступает якобы «харизматичный» Герхард Шредер — приведет только в пропасть.
Витаутас ЛАНДСБЕРГИС — депутат Европарламента, экс-президент Литвы
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр ШОХИН высказался за рыночные подходы в торговле газом с Украиной. По его словам, Украина ратифицировала Энергетическую хартию, которая не допускает смешения двух вопросов — о транзите газа и о поставках газа в страну транзита. Шохин также считает, что ссылки украинской стороны на политические и исторические причины поддержания низких цен на газ недопустимы. «Сохранение цены в 50 долларов не имеет экономического смысла. Но и политического смысла оно не имеет, поскольку Украина демонстрирует свою европейскость, свою независимость», — сказал Шохин. Говоря об отношении ЕС к газовому конфликту между Россией и Украиной, Шохин отметил, что Евросоюз должен соблюдать единый стандарт по отношению к обеим странам. «Если Россия в рамках переговоров по ВТО подталкивается ЕС к повышению цен на газ и приближению их к европейскому уровню, то неразумно закрывать глаза на то, что Украина пытается использовать дешевый газ», — сказал президент РСПП. Он добавил, что в результате субсидирования украинских производителей последние получают возможность демпинговать на российском рынке.