Несмотря на кризис в еврозоне, общая валюта не теряет сторонников. В следующем году евро введет у себя Латвия. Также хочет присоединиться к еврозоне и Польша. О таком намерении заявил польский премьер Дональд Туск. В частности, на днях он высказался в пользу проведения в стране референдума о присоединении к зоне евро. «Я выступаю за то, чтобы в сейме найти понимание и записать в конституции, что окончательное решение относительно присоединения к зоне евро принимается на референдуме», — заявил он на пресс-конференции в Варшаве.
Несмотря на банковский кризис, который бушует в Кипре, польский премьер считает, что введение евро скоро станет вопросом выживания страны, которая является крупнейшим реципиентом субсидий ЕС. «Самое позднее в конце этого десятилетия пребывание в зоне евро будет означать пребывание в ЕС и использование фондов ЕС», — отметил Туск. Он считает, что «очень скоро» Польша почувствует большую выгоду от принятия единой валюты. «И в этот ключевой момент я хотел бы, чтобы Польша могла воспользоваться правом голоса граждан. Конституционная блокада может быть слишком жестким корсетом. Может не хватить конституционного большинства для введения евро, хотя большинство поляков считают: да, евро это шанс и его стоит поддержать», — объяснил Туск.
Нужно напомнить, что Польша, которая с 38 миллионным населением является самой большой страной, и которая не входит в зону евро, пообещала ввести европейскую валюту еще в 2004 году, когда она вступила в ЕС после того, как большинство поляков на референдуме поддержали вступление.
Однако теперь поляки выступают против этого плана, в частности евроскептическая консервативная оппозиция — партия Право и Справедливость заблокировала конституционные изменения, необходимые для принятия этого шага. Оппозиция заявляет, что еврозона очень изменилась после референдума, который состоялся почти десять лет назад, и поэтому это волеизъявление нельзя считать обязательным для исполнения.
Поэтому Туск решил разбить карты своих политических противников, предложив юридическое решение, которое позволит нации голосовать еще раз в отношении евро на референдуме. В таком случае нужно простое большинство для принятия решения. Между тем для внесения изменений в Конституцию, в которой говорится, что злотый является обязательной валютой страны, нужно две трети голосов в Сейме — нижней палате парламента. «Я бы отдал преимущество компромиссу в Сейме, чтобы изменить конституцию, в которой говорится, что окончательное решение принимается на референдуме», — отметил Туск.
Он признал, что ныне «нехороший прогноз для евро в Польше», а также в связи с кризисом в Европе и необходимостью внесения изменений в Конституцию. «Наше присоединение к зоне евро (...) остается целью, по крайней мере, в моем правительстве, но каждый в Польше может оставаться спокойным, без поддержки подавляющим большинством избирателей на референдуме, поскольку необходимо внесение изменений в конституцию, присоединиться к еврозоне невозможно», — сказал премьер-министр.
Между тем последние данные опросов свидетельствуют о том, что большинство населения страны в случае проведения референдума выскажутся против отказа от злотого и перехода на единую европейскую валюту.
Впрочем, это, наверное, не значит, что именно так и будет в момент референдума. Ведь Словакия и Эстония, которые находятся в зоне евро, не собираются отказываться от европейской валюты. Со следующего года к еврозоне присоединится Латвия. Следовательно, все, по-видимому, будет зависеть от того, как власть подаст этот шаг для своих граждан. А Польша очень успешно пользовалась субсидиями ЕС, стране и в последующем нужны европейские средства и это как раз может сыграть в пользу Туска.
«День» попросил экспертов прокомментировать инициативу польского премьера относительно референдума по евро и почему она появилась именно сейчас.
КОММЕНТАРИИ
«РЕФЕРЕНДУМ — ВЫЗОВ ДЛЯ ОБЕИХ СТОРОН»
Марек СИВЕЦ, депутат Европарламента:
— Референдум в политике — это опасный инструмент. Обычно, прямое голосование, в котором избирателям предлагается принять или отклонить то или другое предложение или часть законодательства применяется тогда, когда нужно принять чрезвычайно важные решения.
Что касается внедрения евро в Польше, то в договоре о вступлении в ЕС, мы согласились принять европейскую валюту. Однако для того, чтобы сделать это, мы должны сначала изменить Конституцию.
Вопрос о переходе на евро разделил польское общественное мнение. Существуют политические партии, включая правящую, и такие организации, как «Европа Плюс», которую я основал, решительно выступают в интересах вхождения в еврозону. На другой стороне политической арены партии правого толка, которые выступают против этого шага. Таким образом, в случае с Польшей референдум был бы хорошей возможностью для тех, кто «за» и кто «против», чтобы обменяться аргументами и начать очень важные политические дискуссии.
Тем не менее, если бы референдум о вступлении в еврозону проходил в Польше, то он бы считался действительным только тогда, когда бы получил поддержку не менее 50% избирателей, и это вызов для обеих сторон.
«МЫ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕМ, ЕСЛИ НЕТ ЧЕТКОЙ ЦЕЛИ»
Михаль КОБОСЬКО, польский журналист и публицист, бывший главный редактор Newsweek Polska, Wprost, Bloomberg Businessweek Polska:
— Прежде всего, референдум, если и состоится, то должен стать результатом политического соглашения между двумя главными политическими партиями. Юридической необходимости организовывать референдум нет, поскольку в Польше уже был референдум перед вступлением в ЕС в 2004 году. Позитивный результат этого референдума означает, что Польша признала тот факт, что она также вступит в зону евро. И это не вопрос ЕСЛИ, а КОГДА и КАК мы присоединимся к механизму единой европейской валюты и в конечном итоге вступим в зону евро.
В настоящее время непонятно, согласится ли «Право и Справедливость» с таким предложением Туска. Эта партия и Ярослав Качиньский сильно играют на антиевропейских чувствах. Они громко заявляют, если Польша присоединится к этому клубу, то потеряет значительную часть польского суверенитета и независимости. И к тому же испытает больший уровень неуверенности, ввиду продолжающейся турбулентности внутри зоны евро. Между тем евроэнтузиасты заявляют, что Польша может очутиться в одиночестве между Российской Федерацией и будущей Европейской Федерацией — конечного результата трансформации зоны евро. Недавнее евронаступление Туска может казаться достаточно неожиданным. Он лично и его два правительства никогда не были сильными приверженцами членства Польши в еврозоне. Их официальное заявление было таким: да мы хотим присоединиться к этому клубу, но не будем спешить, мы будем мониторить ситуацию внутри еврозоны.
Позитивным фактом этого толчка к евро является растущее осознание среди политической элиты и публики, что в публичных финансах и в государственном бюджете, наконец, будет наведен порядок. Поляки известны тем, что достигают целей перед самим дедлайном. Мы ничего не делаем, если нет четкой цели. Именно поэтому мы завершили наши инфраструктурные проекты к началу ЕВРО-2012. Есть надежда, что определение даты будущего членства в зоне евро заставит политиков начать играть в соответствии с макроэкономическими правилами.