Польша считает неприемлемым проект доклада российского Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о причинах Смоленской катастрофы. Об этом заявил журналистам в Брюсселе премьер-министр Польши Дональд Туск, который всегда довольно осторожно подбирает слова и редко делает острые заявления. «Проект доклада МАК в том виде, в котором он был передан российской стороной, без дискуссии является неприемлемым. А некоторые выводы российских экспертов о катастрофе польского правительственного самолета являются безосновательными. Не говорю фальшивыми, но наши исследования их не подтверждают», — цитирует TVN24 главу правительства. Премьер-министр Польши также отметил, что комментарии польских специалистов, которые, по данным СМИ, занимают 150 страниц, к 210-страничному проекту доклада МАК, не являются альтернативным объяснением причин катастрофы. «Мы не выражаем мнения по целому докладу, не предлагаем окончательных выводов, польская сторона только точно указывает, где россияне не выполнили требований, предусмотренных Чикагской конвенцией», — сказал польский премьер. В октябре Межгосударственный авиационный комитет передал Польше проект доклада о причинах Смоленской катастрофы, в результате которой 10 апреля 2010 года погибло 96 граждан Польши, которые летели в Россию, чтобы отдать дань памяти жертвам Катынской трагедии, в том числе и экс-президент Лех Качиньский. По данным издания Gazeta Wyborcza, россияне в документе возложили основную вину за катастрофу на поляков, прежде всего на пилотов самолета Ту-154, которые решили посадить самолет в условиях сильного тумана. В то же время часть специалистов считает причиной катастрофы неправильно переданные диспетчером Смоленского военного аэродрома данные для экипажа самолета, из-за чего самолет оказался над самой землей на высоте около одного километра от взлетно-посадочной полосы. По одной из версий, неправильные данные мог показать устаревший радар аэродрома, сертификацию которого проводил МАК. Согласно Чикагской конвенции, у польской стороны было 60 дней на то, чтобы переслать свои замечания к подготовленному документу (до 19 декабря). В то же время конвенция не определяет сроки, в которые россияне должны отреагировать на замечания поляков.
КОММЕНТАРИИ
Анджей ШЕПТИЦКИЙ, аналитик Института международных отношений Варшавского университета:
— Заявление Туска является свидетельством того, что заканчивается время «дружбы» между Польшей и Россией, которую мы видели после Смоленской трагедии. Я думаю, что со стороны Туска и Москвы была воля из этой катастрофы сделать инструмент улучшения польско-российских отношений. И когда стороны подошли к конкретным вопросам, то мы видим, что эта дружба невозможна из-за внутренних польских проблем и стала заложником объективности расследования этой катастрофы. Мне кажется, что по политическим и техническим причинам россияне не хотят очень открыто воспринимать свою ответственность. А с другой стороны, Польша не хочет, чтобы это была только ответственность польской стороны и как следствие — свидетельство плохой организации польской армии. И теперь, когда Польша представила свои предложения по российскому докладу, у России есть две возможности. Во-первых, она может приобщить польские предложения к этому докладу или может написать новый рапорт, используя и польскую позицию. Во-вторых, она может не принимать во внимание польские предложения. И тогда это будет отдельный доклад, и отдельно будут польские замечания к докладу. Первый вариант лучше для польско-российских отношений. Но мне кажется, что он нереален, потому что у Польши очень много замечаний к этому докладу. Ведь российский доклад занимает 200 страниц, польские замечания — 150 страниц. Я думаю, так или иначе отличия в позициях России и Польши будут озвучены. Ясно, что это не означает конец сотрудничества между Варшавой и Москвой. Но между ними в их продолжительной истории двусторонних отношений будет еще одно различие — Смоленская катастрофа. Была надежда, что Смоленск станет фактором сближения Польши и России. А теперь на политическом уровне это будет еще одна проблема между двумя странами, если российская сторона не учтет замечаний польской стороны. Учитывая роль Польши в ЕС и желание России иметь хорошие отношения с Варшавой, Смоленская катастрофа в балансе польско-российских отношений будет минусом.
Лилия ШЕВЦОВА, ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги:
— Это заявление Туска было вполне ожидаемым. В Польше не только в среде оппозиции, но и в обществе в целом есть ощущение, что в связи с российским объяснением катастрофі есть ряд невыясненных вопросов. Поэтому Туск и его партия должны были думать о своих будущих электоральных перспективах. Он сделал это заявление, исходя из настроений в польском обществе. Не исключено, что российская сторона попытается ответить на вопросы, которые поляки считают недостаточно проясненными. Но уже сам этот факт вызывает определенные сомнения в том, что наше новое российско-польское партнерство устойчиво. В то же время я не вижу оснований для российской стороны принимать позу либо же пытаться заявления Туска, требования поляков воспринимать как повод для надувания щек, демонстрации новой агрессивности либо жесткой позиции. Кремль и российские лидеры заинтересованы в том, чтобы Польша стала российским партнером. Именно Польша в известной степени является тем золотым ключиком, посредством которого российская власть хочет открыть сердца Европы и улучшить свой имидж в Европе. Поэтому нормальные и продуктивные государственные отношения с Польшей весьма важны для российской власти. Я не ожидаю в связи с этим каких-то кризисов и напряженности. Но, несомненно, заявление Туска вызовет недовольство в российских кругах. Все понимают, что с российской стороны были серьезные технические проблемы с аэропортом, с уровнем обеспечения безопасности в сфере полетов. Но в то же время среди господствующей части польского руководства и европейской элиты я вижу стремление сейчас не обострять отношения с Россией и пытаться доказать, что есть основание для «перезагрузки» отношений с Россией. Пока Европа настроена таким образом. Но это Европа исполнительной власти, правительств. В то же время на другом европейском уровне, который ближе к европейскому общественному мнению, на уровне парламентарной Европы мы видим совершенно другую тенденцию. Посмотрите, что делается в Европарламенте, ПАСЕ. Комитет по международным вопросам почти единогласно принял резолюцию, в которой рекомендует европейским государствам ввести визовый запрет для тех российских чиновников, которые были причастны к делу Магнитского. Это свидетельство того, что целый сегмент европейского общественного мнения недоволен политикой попустительства официальной «брюссельской» Европы в отношениях с Россией.