Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Твердая рука» французской политики

Кто станет преемником Жака Ширака?
13 июля, 2004 - 00:00

«Президентские выборы 2007 года? Да, я думаю об этом, и не только во время бритья». Фраза Николя Саркози, прозвучавшая в прямом эфире на французском телевидении, стала почти крылатой. Трудно найти во властных кругах Франции человека, которого упоминали бы в СМИ чаще министра экономики. Трудно найти француза, который бы однозначно относился к этому политику. Мало у кого в стране есть столько «доброжелателей», которые нетерпеливо ждут, когда же он поскользнется на нестабильной правительственной почве. Но статистику отрицать невозможно. В мае этого года ведущий французский Институт политических и социальных исследований IPSOS назвал феномен Саркози «исключительным» и привел цифры: 46% граждан считают, что он был бы хорошим президентом государства. Не секрет, что в целом популярность правительственной партии сейчас очень низка, и именно личный рейтинг Саркози может позволить правым сохранить власть после выборов-2007. И он об этом знает. Он выходит на публику элегантным и улыбающимся, его умение убеждать не имеет равных, у него безупречная репутация, не запятнанная ни одной сомнительной историей. Уверенный, спортивный, «с горячей кровью и холодными нервами» — таков имидж министра экономики в глазах французских избирателей.

Биография Николя Саркози де Надь Боска, сына венгерского эмигранта, отражает европейскую систему формирования элиты. Он родился в 1955 году в Париже, получил степень магистра права в университете Сорбонны, а впоследствии — адвокатскую лицензию. Затем была учеба в одной из престижных высших школ Франции — парижском Институте политических исследований, который считается прекрасным «трамплином» в любой сфере — от менеджмента до дипломатии. Саркози выбрал путь практической политики и администрации. Еще в возрасте 21 года он вступает в ведущую партию страны — Объединение в поддержку республики, и довольно легко продвигается по служебной лестнице — четыре раза подряд становится депутатом от департамента Верхняя Сена. В 1993 году Сарко (так называют его в Франции) назначен министром бюджета.

Дальнейшая хронология его карьеры очень стремительная. Саркози, многолетний подчиненный и в известной степени даже ученик Жака Ширака, возглавил кампанию главного его конкурента — Эдуарда Балладюра — на президентских выборах 1995 года. Если бы победил Балладюр, Николя мгновенно вошел бы в круг самых влиятельных людей государства. Но главный пост завоевал Ширак, и поступок бывшего сторонника был назван предательством. Привыкший к успеху, амбициозный, Саркози оказался в лагере неудачников. Не один аналитик поставил на нем крест, но, преодолев сложный период психологического восстановления, он постепенно отвоевывал свои позиции в общественной жизни. Было понятно: больше проигрывать Сарко не собирается.

Во время президентских выборов 2002 года деятельность левого правительства Лионеля Жоспена вызывает столько нареканий, что во втором туре голосования оппонентом Жака Ширака сенсационно стал лидер ультраправых Ле Пен. Ширак победил, но почувствовал: нужно действовать и привлекать в команду «тренированных игроков». И именно Николя Саркози оказался незаменимым для тяжелого портфеля главы министерства внутренних дел. Не теряя времени, он взялся за работу, которой хватало во вроде бы «сытой» Франции: неконтролируемая миграция, проституция, сложная ситуация на дорогах, религиозные и расовые конфликты... «Победителей не судят» — за почти два года в МВД Саркози хорошо усвоил это правило, и ему удалось не только заработать имидж «репрессивного политика», но и реально изменить ситуацию. Ему хватило духа почти вдвое повысить цены на сигареты, установить драконовский контроль за дорожным движением, перед радикальными лидерами исламских общин заговорить о республиканских ценностях. За первые три месяца 2004 года рейтинг «первого мента страны» не падал ниже 60% — уникальная цифра для современной французской политики.

Испытанием для Николя Саркози стали местные выборы в марте этого года, когда народ отреагировал на неудачные реформы, фактически выразив недоверие власти. В правительстве произошли изменения — Саркози принял министерство экономики, финансов и промышленности (Минэфи), справедливо решив: если удастся на новом месте достичь тех же результатов, что и на предыдущем, конкурентов на следующих выборах у него не будет.

Удастся ли Сарко поставить на ноги экономику европейской супердержавы, обремененную национальным долгом, который на март составлял до 67% ВВП, и дефицитом бюджета в приблизительно 4% ВВП? Саркози взялся за новое дело со свойственной ему решимостью, объявил «борьбу на всех фронтах» и пообещал, что ВВП в следующем году вырастет на 1,7— 1,8%. Задача отнюдь не простая, учитывая непопулярность радикальных методов бывшего «первого мента». Впрочем, он никогда и не был сторонником популизма... «К счастью, у нас есть вы», — сказала Саркози жена президента Бернадетта Ширак, подтвердив не только солидарность внутри правительственной партии, но и уважение и благодарность — возможно, через силу — клана «шираковцев» беспокойному министру.

Станет ли Николя Саркози первым номером не только правительства, но и государства? Ему только 49 лет — «детский возраст» для французской политики, поэтому консервативные элиты считают, что энергичному Саркози слишком рано думать о президентстве. К тому же, никто еще не забыл его давней «провинности» перед главой государства. Однако, как бы ни сложились отношения Жака Ширака с подчиненным, последний может сохранить правых при власти за счет личной популярности. Ширак должен из двух зол выбрать меньшее — либо дать указание поддержать «блудного сына» и привести его к победе, либо, поддавшись реваншизму, объявить Саркози бойкот, увеличив тем самым шансы кандидата от левых. Есть и третий путь — за оставшееся время подготовить почву для кого-то из «верных шираковцев», но вряд ли среди них есть человек с подобной харизмой. Прекрасной «базой» для выборов-2007 может стать пост премьера, на который разве что ленивый не прочит Саркози. Неплохие шансы у нашего героя и на должность главы партии власти — Союза за народное движение, хотя Ширак без энтузиазма относится к перспективе отдать руководство своей партией «венгерскому выскочке». Понятно одно: самые важные карты в руках у Саркози. И все зависит только от самого министра экономики — сумеет ли он за три следующих года правильно разыграть систему ходов, которая может оказаться самой серьезной в его жизни.

Ольга ВОХ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ