Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

У Буша-младшего первые политические потери

26 мая, 2001 - 00:00

Расклад политических сил в Соединенных Штатах начал меняться. Причем не в пользу ныне действующего американского президента Джорджа Буша, который представляет Республиканскую партию. Верхняя палата американского конгресса отныне может считаться подконтрольной фактически не республиканцам, а их конкурентам — демократам. Сенатор Джим Джеффордс оставил ряды республиканского большинства, пожелав стать независимым представителем штата Вермонт. Господин Джеффордс заявил, что свое решение он вынужден принять из-за несогласия с партийными инициативами и политикой президента Джорджа Буша. Ситуация в американском Сенате с самого начала складывалась непросто: сто сенаторских мест были поровну разделены между республиканцами и демократами. Однако по американскому законодательству большинство все-таки было за республиканцами, так как решающий голос при урегулировании дел в Сенате имеет вице-президент Штатов, нынешний представитель Республиканской партии Дик Чейни. Таким образом, переход всего-навсего одного сенатора для «партии власти» означает потерю своих предыдущих более-менее твердых позиций.

Кое-кто из политиков Штатов расценил «ренегатство» Джеффордса как своего рода охоту за тепленьким местом в одном из комитетов Сената. По некоторым источникам, демократы уже дали понять, что поддержат намерения Джеффордса добиваться места председателя комитета по экологии и общественным делам. Ныне он возглавляет комитет по здравоохранению, образованию и трудоустройству. Однако такие версии витают в Сенате в подавляющем меньшинстве. «Нью-Йорк Таймс» утверждает, что основной причиной потери республиканцев стала недостаточная работа с либеральным крылом этой партии, к которому относил себя Джеффордс. Постоянное давление со стороны консервативного фланга, к которому принадлежит, кстати, Буш, таким образом, и принесло плоды, которых в Белом доме вряд ли ждали. 67-летнему Джеффордсу, скажем, не по нраву был замысел президента по сокращению налогов, многих либеральных республиканцев раздражает политика Буша в вопросах образования и окружающей среды.

Очевидно, первый тяжелый политический удар, наконец, заставит Буша вернуться к своей предыдущей стратегии так называемого сочувствующего или гуманного консерватизма. После победы на президентских выборах американский лидер не раз акцентировал внимание на более тесном сотрудничестве с демократами, тогда отдавалось преимущество не радикализму или отклонению вправо-влево, а именно центризму (или, как назвал это Буш, сочувствующему консерватизму). Сама сомнительность победы кандидата от республиканцев (кандидат от демократов Альберт Гор набрал в целом по стране намного больше голосов, чем его соперник) обязывала идти на уступки другим партиям, а тем более внутри своей партии. Буш решил действовать наоборот, очевидно, опасаясь повторить путь отца, который проиграл на следующих президентских выборах из-за потери лояльности консерваторов. Впрочем, Буш-младший, вероятно, забыл о достижениях своего предшественника — демократа Билла Клинтона. В 1994 году Демократическая партия также потеряла контроль над Конгрессом, но скоординированное сотрудничество Белого дома с республиканцами позволило тому остаться президентом на второй срок.

Большинство нынешних республиканцев между тем утверждают, что президент не должен ни на шаг отступать от партийных приоритетов, которые он и пытается ныне провести. Однако сможет ли? Из-за отступничества Джеффордса, кстати, остается под огромным знаком вопроса развертывание системы национальной противоракетной обороны.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ