Разделять народы, чтобы покорить их — аморальная стратегия, использовавшаяся на протяжении всей истории человечества. От Александра Великого до Сталина. Разновидности этой стратегии применялись для подчинения народов воле императора. Сегодня мы снова видим эту стратегию в действии по мере того, как президент Владимир Путин старается постепенно восстановить власть Кремля над территориями, считавшимися «потерянными» после распада СССР в 1991 году. Однако перестаравшись во время последних выборов в Украине, Москва явно продемонстрировала всему миру свои неоимпериалистические намерения.
После эйфорических массовых протестов в Киеве российский президент заявил, что может работать с любым правительством, избранным украинским народом. Но это только слова, потому что в мыслях и на деле Путин не хочет, чтобы Украиной управлял кто-либо, назначенный не им. И достигнуть этой цели надо любой ценой, так что используются традиционные угрозы территориального раздела Украины.
Я говорю как человек, который был свидетелем провала российских империалистических планов. Когда Литва, а затем и другие страны Балтии — Эстония и Латвия, оккупированные Сталиным в начале Второй мировой войны, воспользовались возможностью обрести свободу в 1990 — 1991 годах, Кремль не сидел сложа руки, понимая, что остальные колонии России — так называемые «советские республики» — станут рваться на свободу вслед за неблагодарными балтийскими странами.
Хотя российские правители к тому времени только назывались коммунистами, они, не колеблясь, обратились к старым ленинским рецептам. Они начали поощрять и провоцировать расколы и конфронтации. Они разжигали ненависть среди различных национальных и этнических групп на основе идеи о том, что даже небольшие группы деревень могут потребовать территориальную автономию. Обратите внимание на слово «территориальная». Требования никогда не касались нормальной культурной автономии, как средства сохранения национальной самобытности и самозащиты. Казалось, всем была нужна только лишь территориальная автономия.
Таким образом, меньшинства стали легко управляемым большинством. Вызови достаточно разногласий и ненависти, и нация превратится в не более чем разрушенное общество в пределах определенной национальной территории. Вооружи некоторые структуры в этих искусственно созданных меньшинствах, чтобы они могли потребовать автономию с оружием в руках, — и получится хаос, который Кремль может использовать для усиления своего контроля.
К счастью, литовцы, как и эстонцы, и латыши, поняли эту игру. Не удалась она и в Крыму, где Россия попыталась использовать свою старую стратегию «разделяй и властвуй» в 1991 году. Но эти неудачи не побудили Кремль отказаться от своей основной стратегии. Наоборот, имперские амбиции сохранились, а настойчивость окупилась.
Создан целый ряд искусственных малых нелегитимных государств. Грузия и Молдова были разделены на части посредством создания криминальных мини-государств, взращенных Кремлем и остающихся под его военной защитой. Действительно, одновременно с вмешательством в президентские выборы в Украине Москва угрожала установить блокаду одного из таких государств — Абхазского региона Грузии — после того, как его граждане имели неосторожность проголосовать за президента, не пользующегося благосклонностью Кремля.
Наиболее беспомощной перед лицом имперских планов Кремля остается Молдова. Огромный российский гарнизон по- прежнему находится в Приднестровье, где сохраняется российское правление совместно с местными нелегитимными организациями. Близость к этой территории беззакония способствовала превращению Молдовы в беднейшую страну в Европе. На востоке Армения и Азербайджан оказались вовлечены в такую кровавую конфронтацию, что единственным для них способом положить конец этническим войнам было пригласить россиян, как в Приднестровье, для установления своего рода «Пакса Рутена» («русского мира», по аналогии с понятием «Пакс Романа»).
Сегодня народ Украины может оказаться перед аналогичной проблемой, после того, как сторонники Виктора Януковича пригрозили провозгласить автономию, если законный победитель на президентских выборах — Виктор Ющенко — действительно станет президентом. Осмелился бы мэр Москвы Юрий Лужков — марионетка Кремля — присутствовать на собрании, где делались заявления о провозглашении автономии, без санкции избранного монарха?
Остается надеяться, что русскоязычные граждане Украины, бывшие свидетелями экономического упадка, а иногда и кровопролития, порожденного созданными Кремлем движениями за автономию, осознают, что их превращают в пешки. Испытанием для Виктора Ющенко и его «оранжевых революционеров», как это было для литовских демократов в 1990 — 1991 годах, станет необходимость продемонстрировать, что демократия не означает подавление большинством любого меньшинства. Литва выдержала это испытание, и я уверен, что Виктор Ющенко и его команда тоже выдержат его.
Но это тест и для Европы и всего мира. Россия превращается из Российской Федерации Бориса Ельцина в унитарный авторитарный режим. Европа, Америка и остальной мир должны увидеть так называемую «управляемую демократию» Путина в истинном свете. Первым шагом будет заставить Россию выполнить обязательства перед ОБСЕ и Советом Европы и вывести войска из Молдовы и Грузии. Также необходимо противостоять любым планам применить военную силу для «защиты» Януковича и восточной части Украины.
Витаутас ЛАНДСБЕРГИС — первый президент Литвы после обретения ею независимости от Советского Союза, в настоящее время является членом Европейского парламента.