Канцлер Федеративной Республики Германии Герхард Шредер отбыл в Киев с однодневным официальным визитом для проведения консультаций на высшем уровне, которые предварительно планировались в сентябре в Ялте. События 11 сентября заставили Шредера пересмотреть планы. Для многих обозревателей в Берлине не было никакой тайной, что канцлер Шредер не спешил с посещением Украины. Идея систематических межгосударственных консультаций не принадлежит сегодняшней «красно-зеленой» коалиции. Она родилась в конце правления Гельмута Коля, а социал-демократы уже давно утратили четкий и благосклонный курс в отношении Украины, которому следовали их предшественники во время Веймарской Республики под влиянием таких выдающихся украинских социалистов, как Николай Порш, Исаак Мазепа и Афанасий Феденко. Негативное влияние на уровень партнерства оказывает отсутствие понятных партийно-политических структур украинской власти — как в администрации Президента, так и в Кабинете Министров. Не лучше выглядит и отношение немецких зеленых, к которым относится министр иностранных дел Йошка Фишер. У зеленых критический подход к Украине вызван как чернобыльской историей, так и политикой Киева в отношении достройки новых энергоблоков на АЭС в Хмельницком и Ровно.
НЕМЕЦКОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ УКРАИНОЙ
Имея в виду довольно холодные нынешние взаимоотношения между Берлином и Киевом, стоит вспомнить, с каким предубеждением смотрели на эти отношения в Варшаве, Москве и Париже в начале независимости Украины. Во всех трех столицах можно было часто услышать голоса тревоги об опасности «немецко-украинского» альянса против других. В плане сегодняшней перспективы, когда существует «Веймарский треугольник» между Германией, Польшей и Францией, успешно развивается польско- немецкое сотрудничество и растет флирт между Шредером и Путиным, тогдашние опасения выглядят смешным анахронизмом.
Об альянсе не могло быть и речи, ибо для этого не было предпосылок. Разница в экономическом уровне развития и в политических структурах обоих государств была настолько глубокой, а последствия долголетнего ментального отчуждения настолько яркие, что какое-то близкое партнерство просто не имело шансов на существование. Однако возможным было широкое партнерство если не в политике, то в экономике, науке и культуре. Выработанный аналитическим отделом прогноз Дойче-Банка относительно перспектив Украины в начале ее государственности обещал всесторонний прогресс. На этом фоне были предприняты несколько успешных инициатив. Однако большинство из них закончились фиаско, преимущественно по причинам несоблюдения намеченных мероприятий со стороны украинских партнеров, коррупции и взяточничества, отсутствия обещанных правовых реформ в Украине.
Президент Украины Леонид Кучма во время своего визита в Бонн в 1998 году не встретился с лидером оппозиции Герхардом Шредером, который позднее стал канцлером, и с которым уже тогда общались все лидеры других государств. Такие промахи приводят впоследствии к ненужным поражениям. Украинским политикам — за исключением, по-видимому, только Чорновила — всегда недоставало в разговорах с немцами интеллектуального уровня, специфических индивидуальных качеств, всегда преобладала «совковая» серость и «деревянность» аппаратчиков.
Другим фактором с роковыми для украинских интересов последствиями было непонимание задач и функций корреспондентов немецких СМИ. Со временем Киев стал символом ненавистного отношения чиновников к корреспондентам, символом столицы, где министры боятся открытых разговоров с журналистами. В результате большинство газет, радиостанций и телеканалов ликвидировали свои корпункты в Украине как малоэффективные и непродуктивные. Теперь такие газеты, как консервативная «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», или либеральная «Зюддойче Цайтунг» передали украинские дела своим корреспондентам в Варшаве. Они используют обширную информацию из польских СМИ, или время от времени посещают Украину.
ЭЛЕМЕНТЫ И ПЛОСКОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА
В украинско-немецких отношениях наблюдаются и позитивные элементы. Они заметны, прежде всего, в научном сотрудничестве. Возможно, потому, что Германия запустила подготовку квалифицированных работников в сфере электронного программирования, физики и химии. Украинские специалисты получили возможность наладить контакты с немецкими научными центрами, университетами и предприятиями. В рамках акции набора зарубежных программистов путем так называемой зеленой карты Германия пригласила 300 украинских специалистов сроком на 5 лет. Налажено сотрудничество между немецким научным фондом имени Александра Гумбольдта и Национальной Академией наук Украины. Примером такого сотрудничества является отмеченный премией проект академика Сергея Одулева. Планируется сотрудничество главного немецкого научного центра фундаментальных наук Макс Планк- общества с Академией наук в Киеве. Началось сотрудничество в сфере ветеринарии между Харьковом, Берлином и Нидерландами, развиваются также региональные проекты сравнительных исследований между Берлином и Львовом. Существует Технический Центр исследований ядерной безопасности. Проводятся работы и в области экологических исследований. Шестьдесят немецких университетов сотрудничает с сорока четырьмя украинскими вузами. За счет обменов с Фондом Гумбольта, Немецким Академическим Обменом (ДАД), Немецким Обществом Исследований учреждены 200 стипендий для украинских ученых, проводится работа по 30-ти различным совместным проектам. К сожалению, не удалось наладить сотрудничество в сфере авиационной промышленности (в частности, по перспективному, как считали сами немцы, проекту транспортного самолета Ан-7Х).
Шредер отправился в Киев в лучшем настроении, чем можно было ожидать. На это настроение повлияли потепление в российско-американских отношениях и новый «еврокурс» в политике Путина, с которым Шредер очень близко сотрудничает, и для которого немецко-украинские взаимоотношения были всегда функцией отношений с Москвой. На хорошее настроение канцлера повлияли также изменения в деле достройки энергоблоков на АЭС в Украине. Теперь уже не нужно заниматься этой проблемой, которая постоянно раздражала партнеров Шредера из партии зеленых.