8 сентября этого года премьер-министр Канады Стивен Гарпер распустил парламент и назначил досрочные федеральные выборы. 22 студента из различных украинских университетов в рамках Канадско-украинской парламентарной программы отправились за океан работать наблюдателями на время предвыборной кампании и собственно выборов, которые состоятся 14 октября. Теперь они готовы поделиться своим видением того, много ли общего имеют предвыборные кампании в Украине и Канаде и можно ли вообще их сравнить.
Когда в 2007 году в Украине шли дискуссии относительно вопроса, проводить перевыборы в парламент или нет, одним из аргументов сторонников внеочередного народного волеизъявления был пример Канады. В то время отечественные политики наперебой утверждали: «Если в таком устоявшемся и демократически развитом государстве, каковым является Канада, перевыборы — это обычное явление, а никак не дестабилизирующий фактор, почему такая молодая демократия, как Украина, не может использовать аналогичные средства для того, чтобы попытаться разрешить политический кризис, сложившийся в парламенте»? Откровенно говоря, подобный аргумент имел в себе логическое основание, однако на практике он себя не оправдал, поскольку очередное распределение мест в парламенте тоже оказалось, используя шахматную терминологию, довольно «патовым» и не привело ни к стабилизации, ни к эффективной работе высшего законодательного органа страны. Почему же опыт заокеанского государства не оправдал себя? Причина проста. В политических системах Канады и Украины, начиная от процесса внутрипартийного определения кандидатов и заканчивая средствами предвыборной агитации, намного легче найти отличия, чем похожие черты.
Первая и принципиальная разница заключается в самом характере избирательной системы. В Канаде выборы всех уровней — от местных до федеральных — проходят по мажоритарным округам. Таким образом, электорат имеет возможность контролировать своих избранников. Если последние не уделяют достаточно внимания проблемам собственных избирателей и мало работают в пользу местной общины, их политическая карьера имеет нулевые шансы на успешное продолжение в будущем, поскольку уже во время следующих выборов чаша весов народной любви будет склонятся в сторону кандидата из партии-оппонента. А в Украине за последние годы произошел переход от мажоритарной к пропорциональной системе, и отныне, голосуя за ту или иную партию, избирателям остается лишь догадываться, какой вклад депутаты из проходной части списка сделают в развитие отдельно взятого населенного пункта или региона.
Интересным и довольно необычным для украинского наблюдателя аспектом остается вопрос финансирования предвыборной кампании политических партий. Дело в том, что, в соответствии с канадским законодательством, размер денежного взноса в партийный предвыборный фонд не должен превышать 1200 канадских долларов (каждый год этот показатель индексируется в соответствии с темпами роста инфляции) от одного лица, что нивелирует возможность финансирования кампаний крупным капиталом. Для сравнения, львиную долю предвыборных фондов украинских партий составляют денежные вливания отдельных финансовых групп и только малая часть — взносы непосредственных членов партии.
Существенным отличием является также использование уже имеющихся в наличии финансовых ресурсов во время кампании. В Украине выборы — это, наверное, одна из немногих вещей, на которой ни в коем случае не следует экономить. В Канаде же считается буквально каждая копейка. Во-первых, само государство подробно проверяет все поступления на счета партий и соответствие их расходам, которые делает последняя. Во-вторых, чрезмерная расточительность во время предвыборной кампании может сыграть злую шутку с кандидатом, поскольку его оппоненты в собственной предвыборной агитации не упустят случай использовать вопрос бездумного использования денег налогоплательщиков.
Однако все вышеперечисленные отличия кажутся не такими уж и значительными, когда речь заходит о методах ведения предвыборной агитации, которые при сравнении канадских и украинских реалий можно откровенно считать диаметрально противоположными. По словам Марии Минны, депутата от Либеральной партии с 15-летним опытом работы в федеральном парламенте, в Канаде исповедуют «персональную политику», или «агитацию с глазу на глаз», когда отдельный политик пытается во время кампании индивидуально (!) встретиться с как можно большим количеством своих избирателей, расспросить о проблемах, беспокоящих их, разъяснить позицию собственной партии по отдельным вопросам и заручиться личной поддержкой своего электората. Поэтому не удивительно, что реклама на телевидении и визуальная агитация (наподобие бигбордов), которые так широко используются в Украине, за океаном теряют смысл. Единственным атрибутом влияния СМИ на общественное мнение, который остается общим как для Канады, так и для Украины, являются телевизионные дебаты и освещение хода предвыборной кампании в печатных масс-медиа. Подобный подход очень сильно контрастирует с украинскими реалиями, когда политической силе для того, чтобы крепко стоять на ногах, необходимо контролировать или хотя бы получать лояльное освещение по крайней мере от одного телеканала.
Кроме того, в Украине практически все бремя предвыборной агитации ложится на плечи ключевых фигур той или иной партии, которые организовывают настоящие «туры» по населенным пунктам Украины, выступая на центральных площадях городов или со сцены общаясь с толпой своих сторонников. Как ни парадоксально это может звучать для украинского обывателя, депутат «по-канадски» — это что-то намного более приземленное, это человек, который на время предвыборной кампании изо дня в день с группой волонтеров ходит в буквальном смысле «от дверей к дверям», здороваясь с избирателями, расспрашивая их о жизни и интересуясь, может ли он рассчитывать на поддержку электората в день выборов.
За последние годы в Украине настоящим хитом предвыборной гонки стали совместные поездки политиков и известных музыкальных групп. Таким образом, избиратель получает не только свою порцию политинформации, но и возможность немного отдохнуть, бесплатно слушая свою любимую музыку. Вроде бы и хорошая тенденция, но как-то уж слишком от нее веет древнеримским принципом, когда народу нужно было только «хлеба и зрелищ».
Зато в Канаде акцент делается на распространении предвыборных брошюр, личном и телефонном сборе голосов за ту или иную партию, а также установлении визуальной рекламы во дворах своих сторонников. Особого внимания заслуживает именно последний прием. Он рассчитан на то, чтобы активизировать самый надежный электорат и на подсознательном уровне показать еще не определившемуся избирателю, сколько людей уже поддерживает партию, в лучшем случае, склонив их к голосованию по принципу «как большинство, так и я». В этом аспекте канадские предвыборные кампании невольно вызывают ассоциации с удачным маркетингом, когда политический продукт (в данном случае партию или отдельного кандидата) пытаются «донести» до как можно более широкого круга потребителей (т.е. электората). Подобные аналогии можно провести и в характере общения политика с избирателями, которое часто напоминает принцип «клиент всегда прав». Невзирая на партийные преференции и иногда даже враждебное отношение канадцев к политической агитации, кандидат всегда терпеливо выслушивает замечания электората, пытается разъяснить свою позицию и «сыграть» на индивидуальных особенностях избирателей (например, общаясь с пенсионерами, сделать акцент на помощь старшим людям, с молодыми семьями — на выплаты по рождению ребенка, с эмигрантами — во время разговора общаться на их родном языке).
Как уже отмечалось, в Канаде досрочные выборы воспринимают как политическую необходимость, призванную по-новому расставить акценты в работе парламента, когда действующий состав последнего наталкивается на вопросы, вызывающие неоднозначную поддержку у населения. В силу того, что перевыборы происходят довольно часто, штабы кандидатов работают как хорошо налаженные механизмы, без ажиотажа и по схемам, наработанным годами. Одним из залогов такой надежной работы является наличие большого количества волонтеров, помогающих в самых трудоемких видах агитации, например, при распространении брошюр или опросе «от дверей к дверям». Вообще опыт волонтерства чрезвычайно высоко ценится в западном обществе. Каковы бы ни были твои заслуги в учебе, если после получения диплома ты не проявил нигде свою активную общественную позицию, твои шансы на получение приличной работы резко уменьшаются. Поскольку опыт волонтерства во время проведения предвыборной кампании особенно ценен, штабы кандидатов редко когда имеют нехватку людей, соглашающихся помогать бесплатно. А вот в Украине во время выборов мало кто захочет работать даром, исходя из принципа, что поскольку в парламент пытаются попасть далеко не бедные люди, почему же избирателям хоть раз в четыре или пять лет не заработать на своих политиках. Интересно, что в Канаде население очень серьезно относится к вопросу своего политического выбора. Поэтому в штабах кандидатов можно часто встретить людей, которые настолько проникаются политическим будущим своей партии, что для победы последней они готовы приложить максимальные усилия при минимальной финансовой выгоде для себя.
Сравнивая предвыборные кампании в Украине и Канаде, нельзя однозначно сказать, что одна лучше, а другая хуже и что какую-то нужно в корне реформировать. Они просто разные и в общих чертах соответствуют политической культуре, сложившейся у местного населения. Каждое государство проходит свой собственный путь становления политической системы как таковой. Никто не может со стопроцентной уверенностью сказать, что существует единственно правильный подход к организации удачной предвыборной кампании или проведению выборов вообще. На первый взгляд, идеальная избирательная система с учетом многолетнего опыта передовых демократических стран может оказаться абсолютно беспомощной «в полевых условиях», в отдельно взятом государстве или регионе. А это означает лишь одно — Украине еще нужно будет пройти свой собственный путь проб и ошибок в ее поиске избирательной системы, которая лучше всего будет соответствовать украинским реалиям жизни и украинскому менталитету.