Чехия, Венгрия и Польша стали первыми странами соцлагеря, которые вошли в НАТО. Это произошло еще в 1999 году. Какой путь прошли эти государства, чтобы присоединиться к Североатлантическому альянсу? Какие задачи стоят перед Украиной, если она намерена серьезно двигаться в направлении вступления в НАТО? И есть ли шансы у Киева на присоединение к Альянсу? Ответы на эти вопросы дает Алберт СРНИК, атташе по вопросам обороны при Посольстве Чешской Республики в Украине.
— Как воспринимала чешская общественность политическое решение руководства государства о вступлении в НАТО?
— Впервые исследование общественного мнения относительно вступления Чешской Республики в НАТО проводилось в 1997 году, то есть за два года до вступления страны в Североатлантический альянс. Тогда только половина наших граждан поддерживала вступление в НАТО. Речь шла о молодом поколении, имевшем среднеспециальное и высшее образование. По мнению граждан, к преимуществам членства в НАТО можно было отнести более надежную безопасность страны (65% опрошенных), повышение престижа Чешской Республики (60%) и ее вооруженных сил (60%). Непринятие членства в НАТО у 44% граждан вызвало возможное размещение ядерного оружия на нашей территории, а 46% высказывали обеспокоенность возможностью негативного влияния на экономику. Положительное отношение общественности к членству Чешской Республики в Альянсе удерживалось до момента вступления в НАТО в 1999 году, и теперь 65% граждан убеждены, что благодаря этому наша безопасность и оборона укрепились. Равное количество граждан соглашается с тем, что нашим долгом является выполнение принятых в рамках общей обороны обязательств. Однако, с другой стороны, 41% общества придерживается мнения, что нам не нужно беспокоиться о безопасности нашей страны, так как в случае необходимости Альянс защитит нас. Более 60% жителей Чешской Республики в общем соглашается с участием армии в миротворческих операциях Альянса, хотя пока что не воспринимает это как составляющую обеспечения обороны государства. Что же касается отношения к участию в конкретных миссиях, общественность негативно реагирует на возможные риски, которые могут возникнуть в случае направления военного контингента Чешской Республики за границу.
— Какие меры использовались чешским руководством для разъяснения общественности необходимости вступления в Североатлантический альянс?
— Решающую роль при предоставлении информации о будущем членстве Чешской Республики в НАТО сыграло Министерство обороны. Это произошло по той причине, что Североатлантический альянс воспринимается общественностью скорее как организация военной безопасности, нежели как военно-политическая структура. Этому также способствовало и то, что армия принимала активное участие в миротворческих операциях под руководством НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира». Министерство обороны в период подготовки к вступлению в НАТО, начиная с 1997 года, подготовило целый комплекс информативно-коммуникативных мероприятий, направленных на информирование общественности как в стране, так и за ее пределами. Часть мероприятий была организована оборонным ведомством, другие — в сотрудничестве с Министерством иностранных дел, негосударственными организациями и так называемым сообществом безопасности, то есть с людьми, являющимися специалистами по военным вопросам и вопросам безопасности. Часть мероприятий была реализована через СМИ (статьи, тематические дополнения, интервью с представителями Минобороны), остальные — через непосредственное общение с людьми (беседы, семинары, конференции, выставки).
Министерством обороны были подготовлены тематические публикации относительно проблематики НАТО, предназначенные для разных слоев общества. Кроме того, оборонное ведомство уделило значительное внимание информированию людей относительно интеграции Чешской Республики в НАТО и о деятельности армии в его структурах.
— Каким образом повлияло вступление в Альянс на состояние отечественного военно-промышленного комплекса?
— После кризиса 90-х годов на ситуацию в военно-промышленном комплексе Чешской Республики вступление страны в НАТО повлияло положительно. Кризис ВПК, который наступил в результате реструктуризации промышленности, был преодолен благодаря тому, что ряд предприятий ВПК приобрел в этот период положительный импульс. Как реакция на адаптацию наших вооруженных сил к стандартам Альянса возникли потребности модернизации танков, авиационного парка и тому подобное. Положительным моментом стал и рост иностранных инвестиций в Чешскую Республику, поскольку после вступления в Альянс нашу страну начали воспринимать как стабильную и инвестиционно безопасную, что было положительным сигналом для очень осторожных иностранных инвесторов.
— Не уменьшилось ли количество рабочий мест в промышленности Чехии в связи со вступлением страны в НАТО?
— На повышенный спрос собственных вооруженных сил вследствие требований Альянса национальный военно-промышленный комплекс реагировал созданием новых предприятий и фирм, что способствовало возникновению новых рабочих мест для населения. Таким образом, вместо опасений сворачивания военного производства мы получили совсем противоположное, чем, конечно, люди были довольны.
— Каковы положительные факторы вступления в Альянс, а что можно отнести к негативным последствиям этого шага Чешской Республики?
— К положительным моментам членства Чешской Республики в НАТО относится то, что наша страна самым эффективным путем долгосрочно обеспечила высокий уровень нашей внешней безопасности. Североатлантический альянс на деле доказал, что он по праву считается самым успешным военным Альянсом. Благодаря членству в НАТО, Чешская Республика укрепила свой суверенитет. Она получила право совместно принимать решение относительно ключевых вопросов безопасности в Европе. Опыт других стран — членов НАТО свидетельствует, что обеспечение альянсом долгосрочной безопасности является для них наиболее выгодным вариантом. Членство в Альянсе предоставляет возможность всем странам принимать участие в создании коллективного оборонного потенциала и использовать его для обороны любой страны. Благодаря НАТО, Чехия охраняется самыми современными вооруженными системами, которые она самостоятельно никогда не смогла бы внедрить в своей армии. Нашим вступлением в НАТО и Европейский Союз было завершено наше «возвращение в Европу», где мы в течение своей истории всегда политически и культурно находились.
Но, как говорят, здесь есть и обратная сторона медали. Например, наша общественность пока что не полностью осознает, что членство в этой международной организации тянет за собой и необходимость выполнения определенных обязанностей. Чехи положительно относятся к включению наших военных подразделений в состав международных военных контингентов НАТО. Их устраивает то, что чешские военнослужащие занимают высокие посты в структурах НАТО и они с пониманием относятся к совместным учениям армий НАТО на территории Чешской Республики. Но общественность Чехии не одобряет информацию относительно финансового вклада страны в общий бюджет НАТО, хотя именно Альянс за последние годы предоставил Чешской Республике миллиардную помощь на развитие инфраструктуры вооруженных сил.
— Видите ли вы в будущем Украину среди членов НАТО?
— Если Украина выполнит все требования, выдвигаемые к кандидатам на вступление в Альянс, то я могу уверенно сказать, что Украина полностью может рассчитывать на присоединение в НАТО.
— Что, на ваш взгляд, следует изменить в Вооруженных силах Украины и в общем в нашем государстве, чтобы вести речь о возможности вступления Украины в Североатлантический альянс?
— Тут можно напомнить, что в НАТО вступает не только армия, но и страна в целом. Глобальные условия вступления четко определены и касаются каждой страны-кандидата и ее вооруженных сил. Украина эти условия очень хорошо знает, а следовательно, знает и над чем ей еще нужно работать, чтобы достичь критериев получения членства в Альянсе.