И в Киеве, и в Брюсселе преобладает мнение, что Украина и НАТО — большие друзья. Об этом свидетельствуют и заявления с обеих сторон, и конкретные дела. История отношений начинается с 1991 года. Украина вошла в Совет Североатлантического сотрудничества (сейчас — Совет Евроатлантичного партнерства). В 1994 Киев присоединяется к программе НАТО «Партнерство ради мира» — тем самым был дан старт военному сотрудничеству, общим учениям военных. Но Украина во времена президентства Леонида Кравчука еще была достаточно осторожной в своих взглядах относительно НАТО. Президент Кучма посетил штаб-квартиру НАТО почти через год после своего избрания. Тогда, в июне 95-го, он заявил, что Украина заинтересована в «новом уровне» отношений с НАТО. Сегодня, через 6 лет после этого заявления, по-видимому, можно подбить итоги.
Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО дала зеленый свет многим общим программам. Киев стал первым городом в Центральной и Восточной Европе, где был открыт Центр информации и документации НАТО. Комиссия Украина—НАТО, которая собирается, по крайней мере, дважды в году, анализирует результаты общей работы. Каждый раз на украинско-натовских заседаниях звучит тема миротворчества. И Украине есть чем гордиться — количество ее миротворцев (в том числе задействованных в операциях НАТО) самое большое в Европе. И в последнее время Киев в разговорах с Альянсом или об Альянсе стал чем дальше, тем меньше оглядываться на позицию Москвы.
Но во время визита генсека Робертсона, как говорят в приближенных к штаб-квартире НАТО кругах, украинским руководителям придется выслушать пусть осторожную, но критику. НАТО, которое до сих пор с большим терпением ожидало изменений в Украине к лучшему, попробует спросить: дружба дружбой, но где реформы? Четкого ответа Украина пока что не дает.