После длительного перерыва в Киеве начался очередной, девятый раунд украинско-румынских переговоров по вопросам заключения договора о режиме госграницы и соглашения о делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море. Предыдущий раунд прошел в марте прошлого года в Бухаресте. В Киеве утверждали, что с пониманием относятся к причинам, вызвавшим определенную паузу — то есть, к выборам в Румынии в прошлом году, результатом которых стали изменения на всех уровнях государственного руководства.
Обе стороны считают, что содержание договора о режиме границ в большой степени согласовано. В одном из комментариев представителей МИД Румынии звучало даже, что переговоры с содержательной точки зрения на 90 процентов завершены. Проблемы — в другом.
С одной стороны, идея «Великой Румынии» пользуется поддержкой в обществе (одноименная партия, программа которой ставит целью возвращение «исторических земель», — вторая по количеству членов парламента). С другой — в одном из комментариев для прессы румынского МИД было указано, что линию прохождения границы на Дунае еще следует обсудить. Из публикаций в прессе можно понять, что Румыния не против претендовать на несколько островов и на пересмотр линии границы в Килийском устье Дуная. Понятна и причина, по которой ни эти, ни более весомые возможные претензии не выдвигаются и вряд ли будут выдвинуты официально — отсутствие территориальных претензий является обязательным требованием НАТО и Евросоюза к странам- кандидатам на вступление. К тем «историческим землям», о возвращении которых идет речь, принадлежат вся Черновицкая область, часть Одесской, и возможно — часть Закарпатской. Дальше предвыборных лозунгов и публикаций прессы это пока что не идет. Атмосфера киевского раунда усложнилась тем, что накануне МИД двух стран обменялись нотами. МИД Румынии в своей ноте попросил объяснений по поводу слов главного инженера «Черноморнефтегаза» о том, что его организация ведет бурение вблизи Змеиного острова (который вызвал столько споров ранее). По условиям дополнительного соглашения к договору о дружбе, стороны должны удерживаться от эксплуатации минресурсов континентального шельфа и других зон делимитации, пока вопрос о делимитации границ не будет разрешен. Румынские газеты начали писать о нарушении Украиной положений договора. В ноте- ответе Киева указывалось, что работы проводились с целью изучения геологической структуры дна, и нарушения договора не было. И.о. начальника пресс-центра МИД Украины Сергей Бороденков на вопрос «Дня» заявил, что «Украина придерживалась и продолжает придерживаться своих международных обязательств как двустороннего, так и многостороннего характера». Пресса такого объяснения, очевидно, не восприняла, поскольку газеты писали, что, очевидно, не по румынской вине раунд вряд ли будет успешным, и что, возможно, Бухарест будет подавать в международный суд. В Киеве, кстати, сомневаются в том, что Румыния может выиграть это дело.
Но, процесс, во всяком случае, возобновился — значит, возможность договориться остается.