Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина: страна возможностей?

Проведение Евро-2012 в июне — это шанс, который выпадает раз на одно поколение, чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений относительно европейской интеграции
5 апреля, 2012 - 12:01
ФОТО ЕВГЕНИЯ КРАВСА

И показать, как далеко пошла Украина после распада Советского Союза. После 1991 года Украина достигла значительных успехов в сфере развития демократии, прав человека и свободы средств массовой информации. Но большинство украинцев хотят еще большего прогресса, в надежде на еще более тесные политические и экономические связи с Европейским Союзом и более высокие стандарты жизни, которые принесут с собой такие связи. Многие люди обеспокоены недавними политическими событиями, коррупцией и влиянием мощных бизнес-группировок.

Запланированное Соглашение об ассоциации и связанное с ним Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли составляют основу усилий, направленных на налаживание более тесных и взаимовыгодных связей между Европой и Украиной. Хорошей новостью является то, что 30 марта, после многих месяцев тщательных и упорных переговоров, Европейские Союз и правительство Украины парафировали Соглашение об ассоциации.

Это соглашение является принципиально новым и по уровню превышает похожие соглашения, которые Европейский Союз заключал ранее. И тем не менее нам нужно быть откровенными в оценке значения этого шага. Парафирование — это техническая процедура, завершающая внесение изменений в текст соглашения об ассоциации. Это действительно важный шаг, дальше уже нельзя вносить поправки в соглашение об ассоциации, и оно готово к имплементации. Но парафирование не открывает двери к имплементации.

Дальше необходимо предпринять еще два шага — провести подписание и ратификацию соглашения, прежде чем можно будет начать имплементацию. В подписании соглашения нуждается решение Совета [Европы], а это значит, что на такой шаг должно дать свое согласие каждое государство-член [Евросоюза]. Потом не менее тридцати парламентов — Верховной Рады, Европейского парламента и парламентов 27 нынешних государств-членов, плюс Хорватия — все должны ратифицировать соглашение. Думаю, всем понятно, что этот процесс не является легким и быстрым. Даже временное применение элементов компетенции Содружества или, проще говоря, определенных торговых положений требовало бы единогласной поддержки решения Совета и ратификации Европейским парламентом.

Британское правительство желает, чтобы соглашение об ассоциации было имплементировано. Я заявляю это однозначно. Имплементация соглашения принесет Украине преимущества в плане более широкого доступа к единому европейскому рынку (наибольшему рынку в мире по общему объему ВВП), более низких цен на товары широкого потребления, более высокого уровня иностранных инвестиций, а значит создание большего количества рабочих мест, повышение профессиональной квалификации рабочих, внедрение новейших технологий и лучший бизнес-климат. Это приведет к повышению конкурентоспособности среди украинских производителей, в результате чего некоторые из них не выдержат, а остальные извлекут выгоду из более низких цен на импортные изделия, что сделает их более конкурентоспособными не только на украинском рынке, но и улучшит доступ к рынкам третьих стран. Британские и другие европейские компании также извлекут выгоду, поскольку смогут вести бизнес в Украине на более прозрачном и открытом рынке. Таким образом, соглашение об ассоциации является взаимовыгодным решением как для Украины, так и для Европы.

Все это звучит очень положительно. Именно так оно и есть. Но имеется одно препятствие: соглашение об ассоциации вряд ли будет подписано и ратифицировано, если лидеры оппозиции, оказавшиеся за решеткой в результате проведения несовершенных судебных процессов, не будут освобождены и не смогут принимать участие в политической жизни. Кое-кто возражает, отмечая, что нам не стоит делать судьбу страны заложницей судьбы отдельных личностей. Но наша обеспокоенность касается не дел отдельных личностей, а системных проблем с выборочным правосудием и независимостью судей. Такая обеспокоенность ставит под сомнение приверженность украинского правительства европейским ценностям и нормам, составляющим основу соглашения об ассоциации и всех наших более широких отношений.

Именно на этом фоне парламентские выборы в Украине в октябре 2012 года приобретают особое значение. Как написали в начале марта пять европейских министров иностранных дел, включая Уильяма Хейга, эти выборы являются лакмусовым тестом на демократию в Украине. Внимание мирового сообщества будет приковано к Украине в надежде на свободные и справедливые выборы. Я с энтузиазмом приветствую приглашение украинского правительства, заблаговременно направленное в Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ, которое предоставляет для долгосрочной мониторинговой миссии возможность наблюдения за выборами в октябре. Великобритания берет на себя обязательство оказать значительную поддержку этой миссии в рамках наших постоянных усилий, направленных на поддержку дальнейшего демократического развития Украины.

Великобритания разделяет европейские стремления Украины. Мы признаем, что внедрение реформ может быть тяжелым делом, которое отбирает много времени. Но мы также признаем, что такие реформы являются необходимыми для трансформации Украины в процветающую, демократическую и успешную страну, к которой стремятся и которой заслуживают украинцы. Поэтому мы надеемся, что украинские правительства — сегодня и в будущем — будут иметь мужество принимать политические решения, которые позволят соглашению об ассоциации вступить в силу и реализовать экономический и политический потенциал Украины.

Дэвид ЛИДИНГТОН, министр по делам Европы министерства иностранных дел Великобритании, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ