И хотя жизнь в многострадальной провинции понемногу нормализуется, служба украинских миротворцев будет беспокойной. Несмотря на заверения руководителей ООН и НАТО о том, что они обеспечат равные условия существования для всех этнических групп края и защитят сербов, черногорцев и цыган, которые до войны вместе составляли около 10 процентов населения Косово (остальные — этнические албанцы) косовары-неалбанцы нынче чувствуют себя, мягко говоря, неуютно. Информационные агентства ежедневно сообщают об убийствах, избиении, запугивании сербского населения Косово. Так, только вчера, по сообщениям АП, в столице края Приштине было найдено тело задушенной в собственной ванной 90-летней сербской бабушки. Кроме этого двух сербов было убито в Призрени, одного в районе Витина, а тела еще двух, убитых несколько дней назад, найдено неподалеку Каменицы. Поэтому большинство сербского населения, которое не покинуло Косово во время натовских бомбардировок, нынче покидает край под давлением насилия со стороны сограждан-албанцев. Призывы миротворцев вести себя цивилизованно, не мстить невинным мирным жителям за преступления армии, полиции и военизированных формирований Милошевича, не находят отклика у значительной части албанцев. Они исходят не из высоких принципов гуманной морали ХХ века, а из средневековой установки: «Глаз за глаз, зуб за зуб». Миротворцы не способны дать охрану каждому сербу и сейчас ограничиваются только тем, что обеспечивают транспортом и защитой группы сербов, покидающие Косово. Масла в огонь подливает и то, что по некоторым данным сербские власти проводят этнические чистки относительно албанцев, живущих в южных районах собственно Сербии, на границе с Косово. Во всяком случае за последние несколько дней оттуда в Косово прибыло уже 4,5 тысячи беженцев.
Между тем вчера после десятилетнего перерыва открыл свои двери Косовский университет. В 1989 году он был закрыт, все преподаватели уволены с работы. Целое десятилетие университет существовал полулегально — занятия проводились на частных квартирах, а дипломы, полученные студентами, не признавались югославским государством. Поэтому и работать по специальности выпускники не могли. Нынче справедливость казалось бы восторжествовала — но в планах ректора университета Зенела Келменди нет преподавания каких-либо предметов на сербском языке. Отсюда, если раньше права на высшее образование были фактически лишены косовские албанцы, то теперь его не имеют местные сербы.
Возможно, что межэтническое напряжение в Косово несколько уменьшится, в случае, если в Белграде поменяется власть и во главе Югославии станут силы, с которыми Запад согласится иметь дело. А вероятность этого не так уж и мала — протесты против правления Слободана Милошевича становятся, чем дальше, тем более широкими, а позавчера против него как никогда резко выступила Сербская православная церковь. Ее глава епископ Артемий призывал не только лишить Милошевича власти, но и передать его под суд Международного трибунала в Гааге, как военного преступника.