Вопрос прекращения, приостановки или продолжения выполнения украинско-македонского соглашения о военно-техническом сотрудничестве вдруг стал одной из тем дня мировых медиа. Неудивительно: о Македонии, небольшой балканский стране с населением около 2 млн. с марта уже невозможно говорить как об удивительном источнике стабильности на полуострове. Украина же выступила одной из немногих стран, которая просто продала кое-что не слишком ей сейчас нужное (вертолеты, самолеты), что, кстати, сразу же усилило возможности македонской армии, у которой, кстати, на то время не было ни одного пилота.
Стратегические партнеры Украины попросили не перенасыщать оружием (как об этом говорила в Киеве советник президента США Кондолизза Райс) регион, где сейчас ЕС и США пытаются помочь найти какое-то решение проблемы, которая якобы неожиданно появилась.
Не неожиданно. Запад, где якобы активно действуют разнообразные мозговые центры, должен бы осознать, к чему может привести предложенный Соединенными Штатами путь разрешения косовского кризиса. Это же касается и вопроса перенасыщения оружием региона — группировки этнических албанцев откуда-то его получают без каких-либо препятствий, без проблем проходят македонско-югославскую границу в Косово, и имеют возможность убедить весь мир, что проблемы могут решаться и путем экстремизма — если речь идет о проблемах этнических албанцев. Ведь любые компромиссы македонской власти сегодня могут выглядеть исключительно как победа албанцев, которые решили вести «национально-освободительную войну».
Очень огорчительно, что в этом контексте приходится вспоминать конфликты в Абхазии, Приднестровье, Турции, на которые лидеры мировой демократии решили не слишком отвлекаться. Очень огорчительно даже не то, что законная власть Македонии не имеет ни единой возможности проводить свою собственную политику (она может быть и ошибочной), но то, что таким образом радикально настроенные группировки в различных европейских странах получают моральное право ставить свои условия. Это касается, например, ЭТА, ИРА, ПКК и тех проблем, которые от этого рано или поздно получит определенное количество «старых демократий» Европы.
Демократические ценности, о которых говорится ежедневно, и которые действительно должны были быть единственными для всех, оказываются девальвированными — ведь непросто будет доказать, что УЧК в Косово, экстремистские группировки в Македонии руководствовались в своей деятельности исключительно демократическими принципами.
Цена данного слова — в случае Украины — опять падает к минимуму. Поскольку Украина давала слово, возможно, не просчитав все возможные последствия, но стоило стратегическим партнерам очень прозрачно намекнуть на нежелательность... И при этом, когда ситуация в Македонии изменится к лучшему — а другого произойти со временем просто не может — Киев опять, как и в случае с бушерским контрактом, просто будет жаловаться на потерянные возможности...Ибо до сих пор ни одного слова не было сказано на тему: а собственно, что Украина получит, согласившись на приостановку действия соглашения с Македонией. И даже не только Украина, но Европа в целом.
Никто не может спорить с тем, что стабильность Балкан — залог стабильности в Западной Европе. Однако игры в геополитику приводят к другому результату, как нетрудно убедиться на опыте Боснии, Югославии и теперь — Македонии. Речь идет не о политике Милошевича, не о славянской солидарности. И даже не о том, что евроатлантическое сообщество рискует просчитаться, а Украина — нести последствия этих просчетов и оставаться на периферии.
Македония просто стала первым из уроков Косово — но, к сожалению, вряд ли последним. Причем почему-то всегда недостает желающих учить уроки, чтобы во всяком случае не повторять ошибок.