Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Успешно сданный тест на демократию»

Саакашвили признал поражение и объявил о переходе «Единого национального движения» в оппозицию
3 октября, 2012 - 11:51
НА ЭТИХ ВЫБОРАХ БЫЛА ДОВОЛЬНО ВЫСОКАЯ ЯВКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ — 61 ПРОЦЕНТ ОТ ТЕХ, КТО ИМЕЕТ ПРАВО ГОЛОСОВАТЬ / ФОТО РЕЙТЕР

Состоявшиеся в минувший понедельник парламентские выборы в Грузии поразили всех. Причем и тем, как их организовали и провели власти, и неожиданным результатом. Практически все иностранные наблюдатели, а их было 51 тыс., положительно оценили организацию этих выборов грузинскими властями. Европейский центр восточных исследований считает проведенные в Грузии парламентские выборы полностью соответствующими европейским стандартам, заявил в Тбилиси на пресс-конференции глава миссии центра, литовский депутат ЕС Мартас Адоменас. Тем временем представитель наблюдателей от Европарламента Индрек Таранд заявил, что голосование проходило в условиях прозрачности и открытости.

А теперь — о результате. Общеизвестно, что в странах демократии исход голосования заранее сложно спрогнозировать. Так случилось на этот раз и в Грузии. Многие эксперты накануне голосования прогнозировали победу правящей партии «Единое национальное движение», лидером которой является президент Михеил Саакашвили. И, очевидно, результаты экзит-полов, которые прогнозировали небольшое преимущество коалиции «Грузинская мечта», должны были многих насторожить, особенно тот факт, что 32 процента опрошенных отказывались сообщить интервьюерам, за кого они проголосовали.

Поэтому поначалу казалось, что такой расклад обеспечивает победу правящей партии, которая рассчитывала получить большинство по мажоритарным округам. Напомним, что 77 мест в одноместном парламенте выделяется на партийные списки, а 73 — на одномандатные округа. Пресс-спикер партии «Национальное движение» Чиора Тактакишвили в ночь с понедельника на вторник заявила, что «Единое национальное движение» одержало уверенную победу в 53 одномандатных округах из 73, и поэтому «в новом парламенте у нас будет твердое большинство». Сам же президент Грузии Михеил Саакашвили ранее объявил, что итоги выборов еще подсчитываются, и нужно время, чтобы все прояснилось. Он признал, что, согласно данным опросов, победу по партийным спискам одерживает оппозиция, но по мажоритарным округам, по его словам, с большим отрывом победило «Единое национальное движение».

Вчера, после того, как ЦИК подсчитала 25,2% голосов, оппозиционная коалиция «Бидзина Иванишвили — Грузинская мечта» сохраняла лидерство с 53,19%, на втором месте — правящая партия «Единое национальное движение — больше пользы народу» — 41,51%. И буквально после появления этой информации Саакашвили сделал сенсационное заявление о переходе его партии в оппозицию. В телевизионном выступлении он признал победу на парламентских выборах в Грузии коалиции «Грузинская мечта». По словам президента, новое парламентское большинство должно сформировать новое правительство, и он как президент в рамках конституции способствует процессу начала работы парламента, чтобы парламент смог выбрать председателя, а также сформировать новое правительство.

Саакашвили признал, что для него были фундаментально неприемлемы взгляды «Грузинской мечты», что между ЕДН и «Мечтой» очень глубокие различия и ЕНД считает, что их взгляды являются крайне ошибочными, «но демократия работает так, что грузинский народ принимает решение большинством голосов, и это то, что мы очень уважаем».

«ГРУЗИЯ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ТОЛЬКО В СЕМЬЕ ЕВРОПЕЙСКИХ И ЗАПАДНЫХ ГОСУДАРСТВ. ЭТО ВЫБОР НАРОДА, А НЕ ТОЛЬКО ПРАВИТЕЛЬСТВА»

«День» обратился к Главе международного центра геополитических исследований (Тбилиси) Тенгизу ПХАЛАДЗЕ с просьбой прокомментировать прошедшие в Грузии выборы и возможное влияние их результатов на развитие отношений с ЕС, НАТО и Россией.

— В первую очередь надо отметить, что Грузия успешно сдала тест на демократию. Выборы признаны демократическими и прозрачными, а это был главный вызов, который стоял перед государством. Что касается результатов, они пока подсчитываются. По предварительным данным, по пропорциональной системе лидирует коалиция «Грузинская мечта». Что касается мажоритарных округов, то голоса еще не подсчитаны. Подождем окончательных результатов. Я считаю вполне нормальным то, что ни одна из сторон не получает конституционное большинство. Это было бы вполне ожидаемым. Предварительные результаты отражают наиболее объективно те настроения, которые реально существуют в стране.

— Кстати, в СМИ появилась информация, что 30 процентов опрошенных грузин на экзит-полах отказывались отвечать, за кого они голосовали. Чем это можно объяснить? Люди боялись?

— Я бы не сказал, что человек не ответил, потому что боится. Он просто не захотел зафиксировать свое мнение представителям экзит-пола. Здесь страх ни при чем. Это отношение человека к опросу. Народ выразил свое мнение на выборах. Все было сделано для того, чтобы волеизъявление было максимально свободным и прозрачным.

— Означают ли предварительные результаты, что движение Грузии в ЕС и НАТО продолжится? Или курс изменится?

— Движение в сторону НАТО и евроатлантическая интеграция является выбором всего населения Грузии. За это в 2008 году на референдуме голосовало около 80 процентов населения. И после этого во всех социологических опросах эта цифра фактически остается без изменений. Для населения Грузии — это единственный путь построения государства. Более того, в Грузии нет другого пути. Он может существовать только в семье европейских и западных государств. Другой альтернативы у Грузии нет.

— Лидер коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили выразил надежду, что будет утвержден на посту премьер-министра. Насколько это реально?

— Действительно, он считается кандидатом на пост премьер-министра со стороны коалиции «Грузинская мечта». Но, чтобы он стал премьером, «Грузинская мечта» должна взять большинство в парламенте. Пока идет подсчет голосов. По существующим на этот момент данным, ни у одной из партии нет количества голосов, которое необходимо для формирования парламента: ни у «Национального движения», ни у «Грузинской мечты». Надо дождаться окончательного подсчета голосов. И тогда одна из партий, которая получит необходимое количество голосов, сформирует правительство. Но может быть третий вариант — коалиционное правительство. Все зависит от результатов выборов.

— И когда же будут известны окончательные результаты выборов?

— На данный момент подсчитано чуть меньше 20 процентов голосов. Надо подождать как минимум пару дней, чтобы знать точную картину. Новый парламент должен провести первое заседание через 20 дней после выборов.

— В СМИ сообщают, что оппозиция набрала больше голосов в Тбилиси. Как вы объясните то, что столица проголосовала против властей?

— Ничего удивительного в этом нет. Настроения в Тбилиси известны, их не скрывали. Также не было секретом то, что у «Грузинской мечты» больше всего сторонников в Тбилиси. К слову, в 2008 году Тбилиси тоже голосовал против правящей партии. Естественно, что столица — самый крупный город, и эти голоса имеют огромное значение, но Тбилиси — это только часть Грузии, не все государство.

— А почему все-таки в столице проголосовали за Иванишвили, а не за власть?

— Тбилиси является политическим эпицентром. Это самое чувствительное место к политическим колебаниям, и естественно, что события, которые происходят, наибольшую амплитуду дают именно в Тбилиси. Любое политическое движение начинается именно со столицы. Соответственно, «Грузинская мечта» как оппозиционное движение зарождалось именно в Тбилиси. Она имеет здесь больше всего сторонников. Здесь находится офис этой партии. Все это нормально для партии, которая претендует и является одним из политических центров.

— Правда, сам Иванишвили признался, что в парламенте его коалиция может распасться на несколько фракций.

— Да, действительно, коалиция состоит из нескольких субъектов, у которых есть нечто общее, но и различное видение по серьезным стратегическим вопросам. Я предполагаю, что там появятся свои течения. К тому же Грузии предстоят (и очень скоро) еще одни — президентские — выборы. И я не исключаю, что все эти силы были сплочены, потому что, условно говоря, предстоит еще один поединок.

— Но полномочия президента будут меньшими, и поэтому предстоящие выборы не должны быть такими важными, как нынешние.

— Это совершенно верно. Однако нельзя сказать, что президент станет совсем не такой весомой фигурой, как сейчас. Президента избирают прямым голосованием. Естественно, это важно. И к тому же модель, на которую переходит Грузия, — не совсем парламентская. Президент сохраняет определенные функции. Хотя он не будет такой сильной фигурой, как ныне, но и не станет такой слабой, как в Германии.

— Повлияют ли результаты этих парламентских выборов на отношения Грузии и России? Можно ли ожидать изменений, учитывая то, что Иванишвили обещал улучшить отношения с Москвой?

— Этот вопрос надо задавать России. Самое главное — Россия уже теряет свой любимый аргумент по поводу того, что они не будут разговаривать с теми или иными властями Грузии, потому что Грузия выбрала парламент. И России придется уважать волю грузинского народа, забыть аргументы, что мы не будем разговаривать с правительством, которое воевало с нами в 2008 году, и другие подобные сказки. Если Россия рассчитывает, что Грузия поменяет свою внешнеполитическую ориентацию, то она глубоко ошибается, потому что это выбор населения Грузии, а не только ее правительства.

Если там есть здравые силы, то они должны сесть за стол переговоров. Грузия к этому готова. Она не только об этом заявляла, а несколько раз доказывала и предлагала провести переговоры. Мы ждем ответа с российской стороны.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ