Начинающаяся глобальная рецессия является следствием не только паники в финансовой сфере, но также большей неуверенности в направлении развития мировой экономики. Потребители стали воздерживаться от покупок жилья и автомобилей не потому, что их доходы сильно пострадали в результате падения стоимости ценных бумаг и стоимости жилья, но также из-за незнания, что будет дальше. Стоит ли рисковать покупать новую машину, когда цены на бензин могут снова взлететь? Смогут ли они обеспечить себя пищей после пугающего роста цен на продукты питания в этом году?
Процессы инвестирования находятся в еще большем оцепенении. Бизнес воздерживается от инвестиций во время падения потребительского спроса, а также когда по своим заемным средствам ему приходится терпеть беспрецедентные взыскания. Бизнес также во многом не уверен. Какие электростанции смогут работать в будущем? Будет ли им разрешено, как раньше, выбрасывать углекислый газ? Смогут ли люди в США по-прежнему позволять себе жить за городом, в отдаленных просторных домах, что требует ежедневных автомобильных поездок из пригорода в город на большие расстояния?
В значительной степени экономическое возрождение будет зависеть от большей определенности в направлении будущих изменений в экономике. И это во многом зависит от работы правительства. После беспорядочного и ошибочного управления администрации Буша, которая не смогла определить четкого подхода к энергетике, здравоохранению, климату и финансовой политике, новоизбранному президенту Бараку Обаме придется начать определение курса, который обозначит будущее развитие американской экономики.
На повестке дня — не только экономика США. Нам необходимо задать глобальное направление устойчивого развития, включая таких лидеров мировой экономики, как Китай, Индия, Европа, Латинская Америка, а также Африка, которую на протяжении долгого времени обособляли от мировых процессов и которая сегодня, тем не менее, составляет значительную их часть.
Среди общего беспорядка и неуверенности есть несколько определенных моментов. Во-первых, США не могут продолжать заимствовать у остального мира, как это было на протяжении последних восьми лет. Экспорт за минусом импорта США должен увеличиться, что означает, что экспорт за минусом импорта Китая, Японии и других стран с положительным торговым балансом, следовательно, должен будет уменьшиться. Подобное корректирование с целью перехода от значительного дефицита к балансу должно сместить активный торговый баланс США на $ 700 миллиардов или почти на 5% ВВП США.
Активный торговый баланс Китая должен будет уменьшиться на половину этой суммы (с учетом уменьшения активного торгового баланса других участников глобального рынка), что будет означать перенаправление ВВП Китая в сторону внутреннего потребления в размере от 5% до 10% ВВП Китая. К счастью, Китай как раз занимается увеличением внутреннего потребления.
Во-вторых, уменьшение потребления США также частично должно компенсироваться за счет увеличения инвестирования США. Тем не менее, частный бизнес не увеличит значительно уровень инвестиций до тех пор, пока в развитии экономики не будет четкой политики. Обама подчеркнул необходимость «зеленого восстановления», основанного на экологически устойчивых технологиях, а не только на затратах на потребление.
Автомобильная промышленность США должна перевооружиться для выпуска автомобилей с низким уровнем выброса углекислого газа и перейти либо на автомобили с гибридными двигателями, либо на транспортные средства, полностью питаемые от аккумуляторов. Любая из этих технологий будет зависеть от национальной энергетической системы, использующей способы производства электроэнергии с низким уровнем выбросов, такие, как энергия ветра, солнца, атомная энергия или электростанции, работающие на угле и захватывающие и консервирующие выбросы углекислого газа. Все эти технологии потребуют как государственного, так и частного финансирования.
В-третьих, восстановление США трудно себе представить, пока не будет принята стратегия приведения в порядок собственных финансов правительства. Буш проводил экономическую политику уменьшения налогов трижды, одновременно сильно увеличивая расходы на войну. В результате получился огромный дефицит бюджета, который достигнет колоссального размера в наступающем году (по оценкам — $ 1 трлн. ), к чему следует добавить давление рецессии, спасительные меры для банков, а также кратковременные меры финансовых стимулов.
Обаме придется привести в действие финансовый план среднесрочной перспективы, который восстановит баланс государственных финансов. Среди этих мер — окончание войны в Ираке, увеличение уровня налогов для богатых, а также постепенный переход на новый уровень потребительского налога. Сегодня в США взимаются самые низкие налоги по отношению к национальному доходу среди богатых государств. Это также должно будет измениться.
В-четвертых, беднейшие регионы планеты следует рассматривать с точки зрения возможностей для инвестиций, а не как источники угрозы или страны, которые следует игнорировать. В то время, когда главные занимающиеся созданием инфраструктуры компании США, Европы и Японии будут обладать избыточной мощью, Всемирный банк, Европейский банк инвестиций, Экспортно-импортный банк США, Африканский банк развития и другие государственные инвестиционные фонды должны будут финансировать широкомасштабные инфраструктурные расходы в Африке по строительству дорог, электростанций, портов и телекоммуникационных систем.
Учитывая, что кредиты будут долговременными и по умеренной процентной ставке (скажем, двадцатипятилетний долларовый заем под 5% годовых), страны-получатели кредита смогут его погасить за счет значительного увеличения прибыли, которая будет получена следующим поколением. Выгода будет экстраординарной, как для Африки, так и для богатых стран, которые смогут обеспечить работой свой бизнес и квалифицированных рабочих. Подобные кредиты, конечно, потребуют глобальной инициативы, ведь сейчас даже компании с прекрасной репутацией не могут быстро получить кредит, не говоря уже про 25-летний срок!
В типичных циклах бизнеса обычно страны сами занимаются собственным восстановлением. В этот раз нам потребуется глобальное сотрудничество. Восстановление потребует значительного регулирования перекосов активных торговых балансов, технологий и государственных бюджетов.
Эти широкомасштабные изменения необходимо координировать, по крайней мере неформально, если не плотно, с ведущими экономиками, каждая из которых должна понимать основные направления этих перемен, которые будут зависеть как от национального, так и от глобального вмешательства. Также все государства должны принять участие в организации новых экологически устойчивых технологий и в совместном финансировании глобальной ответственности, такой, как увеличение инвестиций в инфраструктуру Африки.
Мы подошли к тому моменту в истории, когда согласованная глобальная политическая линия нужна как никогда. К счастью, с избранием Обамы США сделали огромный шаг вперед. Теперь надо начинать действовать.
Джеффри Д. САКС — профессор экономики и директор Института земли при Колумбийском университете.