Опять Украина в центре политического урагана. Столкнувшись с возможным конституционным переворотом, который может лишить его полномочий, Президент Виктор Ющенко распустил парламент Украины и призвал к новым выборам. Его политический противник — премьер-министр Виктор Янукович — яростно выступает против такого шага, разжигая горькую конституционную борьбу, которая в конечном счете определит будущую ориентацию Украины.
Продолжит ли Украина свой разворот в сторону Запада, как хотят Ющенко и его союзник по оранжевой революции Юлия Тимошенко, или вернется в стратегические объятия России, как хотят Янукович и его союзники?
Именно Россия пыталась всего два с половиной года назад сделать Януковича президентом в результате безумного избирательного мошенничества, которое вызвало оранжевую революцию. После нескольких месяцев борьбы Ющенко законно потребовал должность президента. Но революция иссякла, бывшие партнеры быстро оказались противниками, предоставив Януковичу и его союзникам шанс вернуться к власти.
В течение этого трудного периода Европейский Союз подвел Украину, прямо объявив, что она не должна питать никаких надежд на будущее членство, и оправдывая эту позицию упоминанием о своих внутренних проблемах — затрудительное положение Конституционного соглашения — и растущим настроением общественности против дальнейшего расширения.
Но политические лидеры в ЕС просто поддаются непросвещенному страху. Вместо того, чтобы информировать свое население об экономической и политической пользе недавних расширений, большинство из них играют на «утомленности от расширения» избирателей. Это отказало Украине в маяке, который помог привести другие посткоммунистические государства — последний раз Болгарию и Румынию — к демократии западного стиля и власти закона. В результате теперь существует явный риск нового внутреннего раскола в стране.
Даже сегодняшние члены ЕС чувствуют себя заброшенными Союзом: в трех странах Балтики, Польше и Венгрии растет чувство, что ЕС позволяет им находиться под давлением России, особенно по вопросам энергетической политики. Конечно, членство в ЕС дает этим странам большее чувство безопасности. Но старые члены ЕС вызвали огромное чувство разочарования, игнорируя проблемы безопасности своих новых членов в пользу сохранения своих собственных связей с Россией, особенно по вопросам о сокращении энергетических сделок, которые, как они считали, гарантируют им поставки. Другие постсоветские страны тоже испытывают внутреннее давление, чтобы вновь повернуться к России, и чувствуют себя заброшенными ЕС. Грузия и Молдова обе столкнулись с сепаратистскими анклавами с преобладающим русским населением, которыми в большой степени управляют из Москвы — Абхазия и Южная Осетия в Грузии и Приднестровье в Молдове. Обе страны страдают от российских торговых эмбарго на их самые важные экспортные продукты — вина и продовольствие.
Молдова кажется готова уступить давлению России отчасти для того, чтобы привлечь отчаянно необходимые внутренние инвестиции в то время, когда с запада поступает мало помощи, особенно из ЕС. Действительно, как и Украину, Молдову и Грузию оставили без каких-либо ясных знаков со стороны ЕС о том, что у них есть перспектива на членство в какой- то момент в будущем.
Россия также играет своими мускулами в вопросе о будущем Косово, выдвигая возражения в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций против плана ООН о независимости и открыто поддерживая стремления Сербии сохранить свою власть над Косово. Россия утверждает, что независимость для Косово может «создать прецедент» — скрытая угроза мобилизации своих сепаратистских представителей не только в Грузии и Молдове, но и в Крымской области Украины.
Более того, Россия намекает на многочисленные проблемы внутри стран ЕС в связи с потенциальными требованиями на самоуправление, например, басков в Испании, турков на северном Кипре и большого количества венгерских меньшинств в Румынии и Словакии. Все эти страны теперь действуют с большим сомнением в дебатах о Косово, явно под влиянием российских предупреждений о «создании прецедента».
Но этот спор упускает фундаментальное различие между Косово и ситуацией во всех других областях с большим количеством национальных меньшинств. В то время, как Косово было частью федерации, бывшей Республики Югославии, другие потенциальные очаги напряженности в ЕС — все являются частями отдельных государств-нации. Таким образом, независимость Косово никоим образом не создает «прецедент».
Конечно же, Россия это знает. Но используя свои энергетические ресурсы и вернувшуюся уверенность в разжигании нестабильности и разногласий, она стремится расширить свою сферу интересов — исход, который можно предотвратить только единодушным и решительным ответом ЕС. К сожалению, вместо того, чтобы протянуть руку помощи подвергающимся опасности странам, таким как Украина, маяк ЕС не горит, а его руководители молчат.
Уффе ЭЛЛЕМАН-ЙЕНСЕН был министром иностранных дел в Дании в 1982—1993 годах и членом Парламента в 1977—2001 годах. Он был лидером Датской либеральной партии (Venstre) в 1984—98 годах и президентом Европейской либеральной партии (ELDR) в 1995—2000 годах.