Похоже, после визита украинского премьер-министра Виктора Януковича в Брюссель Украина начала новый этап отношений с Североатлантическим альянсом. И представляется, что развитие отношений Киева и Брюсселя будет больше проходить под диктовку нынешнего премьера и его понимания, как должны выстраиваться отношения между Украиной и оборонным блоком, который для большинства населения на востоке Украины ассоциируется как враждебный.
Одним из подтверждений этого является заявление украинского премьера в штаб-квартире Альянса о неготовности Украины присоединиться к Плану действий по членству в НАТО. Этот шаг Янукович обосновал низким уровнем поддержки вступления Украины в НАТО среди украинского населения, которое плохо проинформировано о Североатлантическом альянсе.
Тем не менее на совместной пресс-конференции с де Хооп Схеффером украинский премьер заявил о намерении сосредоточиться на углублении отношений партнерства с Альянсом на основании интенсифицированного диалога в отношении членства и ежегодных целевых планов действий. «Сейчас мы начинаем новый этап в отношениях с НАТО. Усиливая это сотрудничество, мы будем делать все, чтобы эта работа убедила украинский народ, что этому нет альтернативы», — отметил он.
Правда, не совсем понятной была следующая фраза премьера об отделении вопроса о членстве в НАТО от нормального взаимовыгодного сотрудничества с Альянсом. «Это ключевой ориентир для дальнейшего курса правительства в направлении отношений с Альянсом», — прибавил он.
Заявления Януковича вызвали разочарование у части украинского политикума, а у кое-кого даже возмущение. Фракция Блока «Наша Украина» расценила заявление премьера о неготовности Украины присоединиться к ПДЧ нарушением политических договоренностей, зафиксированных в Универсале национального единства. Однако следует отметить, что как раз именно по настоянию Партии Регионов из Универсала был изъят пункт о присоединении еще в этом году Украины к Плану действий по членству в НАТО.
Украинская народная партия призвала Президента Виктора Ющенко обеспечить неизменность внешней политики страны, направленной на евроатлантическую интеграцию.
Президент Ющенко считает заявление Януковича о неготовности Украины присоединиться к ПДЧ политически мотивированным, не отвечающим национальным интересам и ошибочным.
Он напомнил, что в соответствии с принятым Законом «Об основах национальной безопасности» от 19 июня 2003 года интеграция в ЕС и НАТО, включая полное членство в них, является целью внешней политики. «Сегодня у Президента, премьера, каждой политической силы есть перед собой закон об основах национальной безопасности... который предусматривает политику интеграции, включая полное членство в ЕС и оборонном атлантическом блоке, и поэтому я еще раз хотел бы подчеркнуть, что это основа, догмат для формирования нашего политического курса в этом вопросе», — сказал Ющенко.
Глава внешнеполитического ведомства Украины Борис Тарасюк видит только негативы от заявления Януковича. «Негативом этого месиджа является то, что фактически отложено во времени решение по принципиальному вопросу развития Украины. Без преувеличения могу сказать, что для многих в НАТО этот мессидж был разочарованием. Поскольку много позитивного было сделано в последнее время в плане продвижения Украины к критериям достижения членства в НАТО. Не хотелось бы, чтобы эти наработки были утрачены», — сказал Тарасюк. Он считает, что глава государства имеет достаточно рычагов, чтобы обеспечить реализацию внешнеполитического курса. По словам министра, одним из таких рычагов является СНБО, решение которого является обязательным для всех должностных лиц. Министр обороны Украины Анатолий Гриценко также назвал заявление премьер-министра необоснованным и прибавил, что сотрудничество Украины с НАТО не будет прекращаться.
Тем временем представители антикризисной коалиции утверждают, что Виктор Янукович не нарушил принципы Универсала национального единства, говоря о неготовности Украины присоединиться к Плану действий в отношении достижения членства в Альянсе. Один из лидеров Партии регионов Евгений Кушнарев указывает, что в Универсале не было обязательств подписывать такой план, а только речь шла о необходимости расширения сотрудничества с НАТО, что Виктор Янукович и подтвердил в Брюсселе. Поддерживает такую точку зрения и председатель Верховной Рады Александр Мороз. Он в интервью заявил, что Янукович не вышел за пределы Универсала и его содержания. «Потому что содержание сводилось к развитию взаимовыгодного сотрудничества с НАТО, а о вступлении речь шла после референдума, после выполнения соответствующих процедур», — сказал спикер.
Как расценивают заявление Януковича о неготовности Украины присоединиться к ПДЧ украинские эксперты? Каким может быть новый этап отношений между Украиной и НАТО? Похоронена ли навсегда перспектива членства Украины в НАТО? Кто же в Украине сейчас может определять внешнеполитический курс?
КОММЕНТАРИИ
Валерий ЧАЛЫЙ , директор международных программ Центра им. Разумкова:
— Заявление украинского премьера означает, что мы утратили шанс претендовать на расширение сотрудничества с НАТО путем введения Плана действий о членстве в ноябре в Риге. Более того, этот сигнал в сочетании с другими действиями может свидетельствовать о том, что Украина возвращается на несколько лет назад. Но эти действия мы ожидаем. Премьер заявил, что информирование населения в отношении евроатлантической интеграции будет повышаться, если это найдет отражение в бюджете и в соответствующей деятельности правительства, тогда это будет свидетельство подкрепления слов на практике. А пока что в проекте бюджета предусмотрено сокращение на эти цели.
Что касается рисков, то возникает вопрос взаимодействия в треугольнике: президент, премьер и парламент по вопросам внешней политики. Сегодня по Конституции внешнеполитической деятельностью руководит Президент, а Кабинет Министров только осуществляет эту деятельность, которая базируется на соответствующем законодательстве. Возникает вопрос, насколько действенны законы, которые уже приняты. А во-вторых, не будет ли создан второй центр принятия решений в сфере внешней политики. Третий момент заключается в том, насколько все-таки линия внешней политики для Украины будет последовательной и консолидированной внутри страны. Сегодня все те, кто выступает за расширение сотрудничества с НАТО, опираются на действующую нормативную законодательную базу. Если вносить изменения в это законодательство, тогда в парламенте нужно иметь больше 300 голосов для преодоления вероятного вето Президента. А этого сегодня нет.
Как толковать слова премьера о расширении отношений с НАТО. Если об этом говорится и при этом идет отказ от инструмента, который на это направлен, тогда возникает вопрос, что нет такого желания.
Мне кажется, что вызов заключается в том, что со стороны Украины дан сигнал немного другого образца. Если в прошлом режимы колебались между Россией и Западом, и действительно вели себя не очень последовательно, хотя иногда имели от этого определенную выгоду. То теперь мы даже отказались от того, чтобы сыграть на своем выгодном геостратегическом положении, мы просто отказались от определенного инструментария. Есть подозрение, что мы что-то за это получили от России. Но не понятно, кто получил и что. Не бывает так во внешней политике при такой сложной игре, когда несколько лет предыдущие правительства пытались расширять сотрудничество с НАТО, а сегодня одной фразой отказываемся от этой динамики. Мы уже даем козырь другим странам, которые очень последовательно отстаивают свои национальные интересы.
Если попробовать назвать то, что делает Янукович европрагматизмом, тогда давайте поймем, что Украина получит от Европы, НАТО. Мы фактически односторонне отошли на позиции, которые занимали раньше. Конечно, это может быть хороший сигнал для евробюрократов, что с Украиной будет более просто. Но это ли в наших национальных интересах?
Анатолий ЗЛЕНКО , бывший министр иностранных дел:
— Заявление премьер-министра Украины отражает те реалии, которые сегодня происходят в нашем обществе. Потому что по всем социальным опросам на сегодняшний день только от 12,7 до 20 с лишним процентов граждан поддерживают членство в НАТО. Я думаю, это абсолютный объективизм, констатация факта, что происходит в нашем обществе.
Я думаю, что для нас главное сейчас сосредоточить усилия на интенсифицированном сотрудничестве на основании определенного НАТО интенсифицированного диалога. Надо продолжать далее идти на укрепление взаимовыгодного сотрудничества между Украиной и НАТО. Относительно новых форматов сотрудничества. Я думаю, что НАТО может предложить новые соглашения по отдельным направлениям возможного сотрудничества.
Ожидает ли нас впереди неопределенность в связи с откладыванием решения по присоединению Украины к ПДЧ? Я бы не забегал бы так далеко вперед. Я думаю, что мы пока что живем в той среде, в которой живем. Нашему обществу присущи различные идеи — и внеблоковость и нейтральность, а также евроатлантическая интеграция. Это нормально, это присуще демократическому обществу. Никто не запрещает кому-либо или какой-либо политической силе выражать свои рассуждения по этому поводу. Я думаю, что это не может иметь каких-то серьезных последствий для того, чтобы занимать ту или иную, даже крайнюю позицию по тому или иному вопросу.
Я не исключаю, что и российские политики, и те украинские политики, которые более склонны к взаимовыгодным отношениям с Российской Федерацией, могут воспринять заявление Януковича как уступку Украины России. Но я еще раз отмечаю, что в этом вопросе в первую очередь следует видеть реализм и объективизм ситуации, которая складывается в нашем обществе.
У нас уже сложился устойчивый механизм принятия внешней политики и принятия внешнеполитических решений. Мы прекрасно понимаем, что Верховная Рада определяет внешнюю политику. Президент берет на себя ответственность за выполнение внешнеполитических установок. Кабинет Министров проводит внешнюю политику, а министерство иностранных дел является непосредственно тем механизмом, который должен уделять повседневное внимание внешнеполитической деятельности нашего государства.
Проблема слаженности между различными ветвями власти существует с самого начала создания внешней политики нашего государства и реализации внешнеполитической деятельности. Иногда случается, что определенные центры берут на себя неприсущие для них функции по координации или проведению внешней политики.
Александр ЧАЛЫЙ , бывший первый заместитель министра иностранных дел Украины:
— Я считаю заявление Януковича прагматическим признанием реальной ситуации. Если профессионально смотреть на нашу внешнюю политику, то в Брюсселе произошло то, что было понятно два-три года назад. Мы получили два четких «нет» по НАТО и по ЕС. Если бы даже премьер-министр просил ПДЧ, его нам бы все равно не дали бы.
Мы должны понять, что большой период украинской внешней политики завершился 14 сентября. Теперь нас впереди ожидает то, наступим ли мы на те же грабли, на которые наступали последние 10-12 лет. Мы вовремя не поняли, что реализация наших идей зависела не от нас, а от геополитической ситуации в мире, которая не дает возможности их реализовать. Теперь нам остается сформировать новую внешнюю политику Украины, в основе которой будет элемент внеблоковости и нейтральности, а также идею евроинтеграции, но не в формате членства или же мы опять продолжим политику колебаний и будем пытаться одно говорить в Москве, другое в Брюсселе, третье в Вашингтоне. И в результате станем объектом игры больших государств современного мира. 15 лет после независимости показали, что политика колебаний между Востоком и Западом ставит проблемные вопросы по безопасности Украины. У нас есть дефицит безопасности при такой политике.
Мое понимание четкое: Украина должна сегодня строить свою политику безопасности на основах нейтральности и внеблоковости. И об этом серьезно заявлять и возвращаться к формуле Будапештского меморандума с тем, чтобы ее трансформировать в юридически обязывающий документ.
Я думаю, что новый этап отношений Украины и НАТО можно сформулировать только в понятиях и определениях политики нейтральности и внеблоковости.
В Брюсселе состоялись исторические, знаковые события. Действуя разумно, эти знаковые события можно трансформировать в большие позитивы для украинского общества и украинского государства. А неумная дипломатия, неумная политика может это все девальвировать до того, что мы ничего из этого не получим. Все зависит от того, как профессионально мы сможем понять реальное положение, где мы находимся и сможем вести дипломатию здравого смысла, базирующуюся на украинских национальных интересах.
Основы внешней политики определяет парламент страны и поэтому вопрос внешнеполитического курса следует вынести на рассмотрение парламента, которые голосованием определит, какую внешнюю политику Украина будет проводить. Во всяком случае в период, когда правящая коалиция несет ответственность за страну. При этом все ветви власти должны выполнять волю украинского парламента, включительно с Президентом. Ведь мы перешли к парламентско-президентской форме правление. А это азбука парламентаризма.