МИД Украины стоит на той позиции, что порядок пересечения украинско-российской границы должен быть как можно проще для граждан, — сказал «Дню» заместитель главы отечественного внешнеполитического ведомства Валентин Наливайченко, комментируя последние дискуссии о возможном переходе на заграничные паспорта для взаимных поездок украинцев и россиян. 1 января 2006 года истекает срок действующего соглашения о порядке пересечения границы; состоялось несколько раундов переговоров относительно его пересмотра. «Осенью переговоры будут продолжены в Киеве», — сообщил Валентин Наливайченко.
Вопрос о пересечении границы по заграничным паспортам обсуждался еще несколько лет назад — то по инициативе Украины, то по инициативе России, но до сих пор граждане двух стран могут использовать для поездок и внутренние паспорта. А осенью прошлого года Россия увеличила для украинцев срок пребывания на своей территории без регистрации с трех дней до 90.
Понятно, что внедрение заграничных паспортов для поездок не многих обрадует как в России, так и в Украине. По обе стороны от хутора Михайловского у многих людей просто до сих пор нет этого документа (Как сообщили «Дню» в одном со столичных отделов виз и регистраций, сегодня оформление заграничного паспорта будет стоить минимум 195 гривен.). Ожидаемое подписание соглашения об упрощенном порядке пересечения границы жителями пограничных областей будет способно снять лишь небольшую часть возможных проблем.
Для прогресса в отношениях с ЕС Украине необходимо укрепить восточную границу — с помощью Евросоюза и — как ни крути — с помощью доброй воли России. В противном случае наш «транзитный потенциал» будут упоминать, в первую очередь, в контексте нелегальной миграции. Но помогут ли здесь одни лишь заграничные паспорта? «Дырявую» границу ими не починить. Кроме того, необходимо подписать с Россией соглашение о реадмиссии.
Отсюда вывод, что перспектива перехода на заграничные паспорта для взаимных поездок граждан, которая явно неспособна повысить популярность украинской партии власти накануне парламентских выборов, является одним из аргументов давления со стороны России.
Но сама дискуссия поднимает много других проблем. Взгляд на некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.
На первый взгляд, одними из тех, кто в первую очередь пострадает от перехода на заграничные паспорта, будут украинские заробитчане в России. Однако, по мнению сотрудника Национального института проблем международной безопасности при СНБОУ, доктора исторических наук Елены МАЛИНОВСКОЙ , «единственная проблема будет заключаться в том, что людям, у которых пока нет заграничных паспортов, придется оформлять их и платить за это деньги». «У нас, к сожалению, не проводится серьезных исследований, которые могли бы дать конкретные ответы на вопрос об украинских заробитчанах в России. Мне кажется, что поток трудовых мигрантов в Россию в последние годы уменьшился: люди осваивали более прибыльные и выгодные рабочие места на Западе. Но для определенной категории населения Россия остается привлекательной, потому что там нет языковой проблемы, транспортное сообщение дешевле и тому подобное. Возможность находиться в России три месяца без регистрации также сыграла свою роль. Вы знаете эту систему: человек пересекает границу каждые три месяца, чтобы не регистрироваться», — отмечает эксперт. «Последнее масштабное исследование, давшее возможность делать детальные выводы, у нас проводилось лишь раз, и с тех пор уже прошло пять лет, — говорит Е. Малиновская. — Тогда Россия была на первом месте среди направлений трудовой миграции из Украины. Насколько изменилась ситуация сейчас, я не могу сказать».
Между тем в России в 2004 году по заказу Международной организации труда был проведен опрос мигрантов в Московской, Ставропольской и Омской областях. Его результаты опубликованы в последнем журнале Pro et Contra Московского центра Карнеги. Выяснилось, что средний мигрант зарабатывает в России около $180 в месяц. Приблизительно половина приезжих ежемесячно пересылают своим родным около $99 в месяц. Заробитчанам из Украины, Армении и Азербайджана удается отсылать домой больше всех — около $130. По данным Центробанка России, за 12 месяцев с апреля 2004 года через системы денежных переводов и почту в страны СНГ было отправлено $737 млн. Однако большинство мигрантов переправляют деньги с оказией, поэтому общая сумма может достигать нескольких миллиардов долларов.
«Как минимум три четверти мигрантской занятости находятся в тени», — отмечает автор исследования Елена Тюрюканова. По ее данным, лишь у 11—22% мигрантов есть письменные контракты с работодателями, а 70—80% получают зарплату черным налом. 62% мигрантов приходится работать без выходных, а 38% сталкиваются с длительными задержками зарплаты. Но поменять работу многие из них не могут — около 20% отдали паспорт на хранение работодателю, а 15— 18% «отрабатывают долг».
Зарплата у работников-мигрантов такая же, как у россиян, но компания серьезно экономит на налоговых отчислениях с нее, признал журналу Pro et Contra менеджер подмосковного автотранспортного предприятия, в котором приблизительно половина водителей — приезжие. По словам директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики России Владимира Гимпельсона, с российскими рабочими мигранты почти не конкурируют. Количество «формальных» рабочих мест сокращается, а неформальных — растет, но работать за небольшие деньги и без оформления москвичи не соглашаются, говорит он. Развитие торговых сетей постепенно вытесняет заробитчан из этого сектора, но в строительстве и в таких услугах, как няни и домработницы, их позиции сильные и стабильные, говорит Гимпельсон.
«Защищать свой рынок труда, регулировать и контролировать его — задача любого государства. И политика любого государства относительно допуска иностранной рабочей силы выходит из интересов собственных граждан и рынка труда, — сказала «Дню» Е. Малиновская. — Но существует сегментация рынка труда, в нем есть ниши, которые не заполняются местными гражданами по разным причинам: работа не престижная, неконкурентная, низкооплачиваемая, физически тяжелая, сезонная, а люди, как правило, ориентируются на постоянную занятость... Всегда есть места, в которых страна нуждается во внешнем притоке рабочей силы. Тем более, что демографическая ситуация в России очень сложная. Потребность в иностранной рабочей силе в этой стране уже существует и будет увеличиваться в случае поступательного развития экономики. Частично решать демографические проблемы придется как раз с привлечением мигрантов, в первую очередь, из постсоветского пространства».
Следовательно, другой аспект проблемы — это конкуренция между Россией и Украиной за человеческие ресурсы. «Эта конкуренция будет расти во всем мире. У нас в Украине и на постсоветском пространстве в целом она уже начинается. Если посмотреть на данные по вакансиям, то даже в таких областях, как Закарпатье, которое является самым большим поставщиком рабочей силы за границу, существует дефицит рабочей силы в определенных отраслях, особенно это касается рабочих профессий. Конечно, если парень поедет работать в Россию, он не будет работать в Украине, — говорит Елена Малиновская. — Мне кажется, мы уже проиграли конкурентную борьбу за наших репатриантов, выходцев из Украины, которые в начале 90-х годов хотели вернуться. Но далеко не все смогли переехать в Украину, а вместо этого поехали в Россию, где им сразу предоставляли гражданство, кредиты и помощь в трудоустройстве, потому что в российском бюджете в течение 90-х годов определенные средства выделялись как раз на эти потребности».
По словам Е. Малиновской, «самый большой приток населения из России в Украину, припавший на начало 90-х годов, шел из Магадана, Камчатки, Западной Сибири». «Я глубоко убеждена, что это были наши люди, которые вернулись сюда оформить гражданство, решить имущественные вопросы. Потому что с 1994 года наоборот начался значительный отток населения в Россию. Не исключено, что это были те же люди, которые приехали сюда, прописались и зарегистрировались, а потом уехали назад работать. После 1994 года Украина теряет население вследствие миграции на постсоветском пространстве и в первую очередь вследствие выезда в Россию. Теперь у нас обмен населением с Россией более-менее паритетный, по количеству незначительный, и тем не менее, минусовый для Украины», — отметила Елена Малиновская.