Встреча президентов Украины и России в Сочи и участие Виктора Януковича в заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств в Астане вызвали много неоднозначных комментариев. Оно и понятно.
Если отвлечься от проевропейских заклинаний наших лидеров, то налицо отсутствие внятной стратегической линии. На словах она существует, но в реальности ее проведение наталкивается на препятствия чисто тактического характера. И так получается, что последние превалируют над первыми.
Сейчас у власти стратегической целью является не Европа, а получение снижения цены на газ. И тактика здесь выступает на первый план. Европу пугаем пророссийским поворотом, Москву — проевропейским. Чего-то достичь удалось, но с газом проблема остается. Кремль эти игры прекрасно понимает и стоит нерушимо.
Тем не менее, что-то сдвинулось в российском представлении по отношению к Украине. Относительно своего юго-западного соседа российская элита живет мифами, которые сама создает и потом сама же в них верит. В европейские перспективы Украины в Москве не верили, считали легендой и поэтому упорствовали в своих требованиях. После последних действий в Брюсселе и дискуссий в Страсбурге стало понятно, что дело Тимошенко, скорее всего, не станет непреодолимым препятствием для подписания соглашения об ассоциации в Вильнюсе в ноябре. Внезапно возникла острая необходимость для Москвы хоть как-то сохранить влияние на Украину.
Российский политолог и юрист Владимир Пастухов на сайте polit.ua высказал мнение по поводу бесперспективности передачи украинской ГТС. «... газотранспортная система в обмен на дешевый газ. Что логично. Газотранспортную систему Янукович отдать не может, потому что газотранспортная система Украины, разваливающаяся, какая угодно — это такой же фетиш национального сознания, как и база в Севастополе для России. Мы столкнулись с двумя историческими фетишами. Это тупик», — отметил он.
Рискнем предположить, что вопрос статуса наблюдателя Украины в ЕврАзЭС не являлся главным на встрече в Сочи. Гораздо важнее для собеседников был вопрос украинской ГТС. И отсутствие информации по этой теме вызывает подозрения и массу вопросов. Представляется, что до конца договориться не удалось, иначе мы бы услышали бравурные марши.
Не лучше информационная составляющая и визита Януковича в Астану. На официальном сайте цель визита не указана. Кратко написано, что президент осуществит рабочий визит в Казахстан. Очевидно, что проблема статуса существует, и украинская сторона надеется согласовать меморандум, который когда-нибудь будет подписан.
В России все в один голос заявляют, что никакого статуса наблюдателя в ЕврАзЭС Украина не получит. В частности, об этом заявил заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. По его убеждению, Россия просто не пойдет на то, чтобы Украина получила статус наблюдателя при ЕврАзЭС. «Единственное, на что может пойти Россия, это на то, чтобы Украина имела такой статус в Евразийском союзе... Наблюдать — не значит участвовать... Поэтому я думаю, что надежды украинской стороны не оправдаются».
Следует отметить одно обстоятельство. Руководитель Главного управления по вопросам международных отношений Администрации Президента Андрей Гончарук в эфире телеканала ICTV заявил, что «обойти Таможенный союз мы не можем. Как бы мы там хотели, не хотели. Это $63 млрд оборота. И за два последних года, несмотря на кризис в мировой экономике, это — 30% роста. И это несколько прибавляло к росту нашего ВВП. Ведь не секрет, что мы являемся экономикой экспортоориентированной».
Вроде бы все так, но все же — несколько иначе. Как сообщил телеканал «Россия 24», объемы взаимной торговли государств-членов Таможенного союза в I квартале 2013 года составил 15 млрд долларов. В сравнении с январем — мартом 2012 года объем внешней торговли сократился на 9,7%. Взаимная торговля между Россией и Беларусью уменьшилась на 14,4% и составила 9,6 млрд долларов. Между Россией и Казахстаном торговля выросла на 0,5% и составила $5,3 млрд, между Беларусью и Казахстаном — сократилась на 13,7% до $175,6 млн соответственно. Если внутри ТС взаимная торговля столь мала по сравнению с торговлей между Россией и Украиной, то зачем нам туда стремиться?! Даже в статусе наблюдателя. Мы что, хотим сокращения торговли с Россией?
Много говорится, что Евросоюз в кризисе. Сложности там несомненно есть, и они будут всегда. Но и ТС не является образцом стабильности и нерушимости. Взаимная торговля между союзными государствами Россией и Беларусью падает, а с Казахстаном практически не меняется. Кстати, именно в Казахстане все чаще слышны голоса разочарования членством в ТС. И раздаются они не только из лагеря оппозиции, но и из кругов, приближенных к президенту Назарбаеву. В частности, глава Партии патриотов Казахстана, дипломат, генерал-майор Гани Касымов, назначенный в сенат указом президента Нурсултана Назарбаева по президентской квоте, выступил с критикой ТС. По мнению некоторых депутатов, власти пытаются навязать стране новый колониальный строй. С учетом особенностей политического положения в Казахстане вряд ли генерал-майор Гани Касымов высказывает личную точку зрения, без санкции с самого верха.
В Беларуси, по понятным причинам, от членов парламента такого не услышишь, но бесконечные проблемы во взаимной торговле с Россией и Казахстаном уже привели к падению товарооборота. Поучается, что от нашего демонстративного желания хоть как-то поучаствовать в ТС никакого проку нет и не предвидится. Тогда зачем все это действо?
Снова обратимся к замечанию Пастухова. «... в силу разницы политических климатов, для Украины существующий образ России абсолютно неприемлем. Поэтому, при всем уважении к чисто экономическим причинам, любое правительство, которое пошло бы на интеграцию, на вступление в Таможенный союз или еще что-то, совершило бы политическое самоубийство. Любые следующие выборы в Украине поставили бы человека, который это сделал, в очень сложное положение. Соответственно, он не может этого сделать, даже если он считает, что это нужно сделать», — утверждает российcкий политолог.
Если оставить в стороне газовый вопрос, то поездка в Астану Президента Януковича преследует и внутриполитическую цель. Как ни крути, но президентские выборы приближаются. И для него и Партии регионов важно при постоянном падении рейтингов сохранить базовый электорат. Последний, в силу исторических и ментальных причин, выступает за сохранение связей с Россией. Вот ему и демонстрируют неустанную заботу о хороших отношениях с большим соседом. Тем более что с приближением выборов следует ожидать оживления пророссийских движений, в частности движения, возглавляемого Виктором Медведчуком. И Константин Затулин во время своего последнего визита в Севастополь разговорился не на шутку. Теперь для него Партия регионов не пророссийская, а прозападная. А это в глазах очень многих в России страшное клеймо.
Отсюда следует, что наши соседи не останутся нейтральными в предстоящих выборах и надеются сыграть свою партию. И практически ясно, что Янукович не будет их фаворитом, а наоборот, станет объектом нападок. Так что борьба за российско-ориентированный электорат предстоит серьезная, и первые ее залпы мы можем наблюдать в виде визита в Астану.
КОММЕНТАРИЙ
«СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЯ БУДЕТ ОБУСЛОВЛЕН ЦЕЛЫМ РЯДОМ КОМПРОМИССНЫХ РЕШЕНИЙ...»
Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель генерального директора Центра им. Разумкова:
— У нас уже есть два меморандума, подписанных с Евразийской комиссией о торговле и техническом регулировании, они позволяют достичь всех целей, которые сейчас декларируются перед Астаной. На самом деле, это нужно сейчас не Украине, а России. Это нужно президенту Владимиру Владимировичу Путину, который позиционирует себя как собиратель земель советских. Ему нужен знаковый сигнал к очередной встрече на высшем уровне. По сути, это такой же жест со стороны Президента Украины — поиск какого-то компромиссного решения, которое сможет объяснить гражданам России ситуацию победившего президента Путина и сохранить лицо Президенту Януковичу.
Я думаю, что никаких документов, скорее всего, подписано не будет. Сценарий будет несколько иной. И он намного сложнее. Будет согласован пакет соглашений, действующих в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества, которые Украина обязуется подписать и ратифицировать. В связи с этим возникнут вопросы по сути каждого из соглашений, которые будут рассматриваться. Другими словами, статус наблюдателя будет обусловлен целым рядом компромиссных решений, а по сути — это мягкое втягивание Украины в Таможенный союз. На смену ему, как планируют в России, в 2015 году придет Евразийский союз. Ожидается, что тогда Украина будет более покладистой и ее руководство будет готово принимать соответствующие решения. Вот поэтому такая спешка со стороны Кремля.
По моему мнению, для Украины логичнее было бы подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом и потом выходить на переговоры с нашими российскими партнерами относительно взаимодействия в экономической и энергетической сферах.