События последних лет сократили расстояние между Украиной и ЕС. И дело не только в том, что западная граница Украины стала одновременно восточной границей Евросоюза. К ЕС присоединились страны Центрально-Восточной Европы, традиционно считающиеся лоббистами украинских амбиций в Европейском Союзе. С другой стороны, несмотря на всю критику в адрес новой власти, для нынешнего руководства страны реализация европейского выбора является реальной политической задачей, а не инструментом политической эквилибристики.
Впрочем, тезис евроскептиков о том, что перспектива членства для Украины остается в мечтах, крыть нечем. Поэтому, наша главная задача в европейском направлении — найти оптимальный путь, который позволил бы постепенно европеизировать страну при отсутствии (пока) признания нашей страны кандидатом на членство в ЕС. В этом Украина объективно нуждается в помощи наших соседей — новых членов Европейского Союза. Причем речь идет далеко не в первую очередь о помощи технической, денежной. Наиболее ощутим дефицит «интеллектуальной» помощи, обмена опытом, элементарной информации о том, с какими проблемами приходилось сталкиваться новым членам ЕС, как они их преодолевали.
Примером такой помощи стали Предложения правительства Словацкой Республики относительно помощи Украине в выполнении Плана действий Украина—ЕС. Об этом документе, который был передан Украине во время визита в Словакию в ноябре 2005 года премьер-министра Юрия Еханурова, «День» писал ранее. А недавно словацкие предложения стали предметом обсуждения на экспертном круглом столе «Международная помощь в выполнении Плана действий Украина—ЕС в контексте предложений правительства Словацкой Республики». Организаторами события стали общественная организация Центр мира, конверсии и внешней политики Украины, а также информационное агентство «Контекст-медиа».
В работе круглого стола участвовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Словацкой Республики в Украине Урбан Руснак. Активными участниками обсуждения стали представители пяти украинских министерств и Секретариата Кабмина. Уже сам этот факт свидетельствует о серьезном отношении нынешнего правительства к переводу вопроса о европейской интеграции из плоскости деклараций в плоскость практической реализации курса на полноценное вхождение Украины в европейские международные структуры. Наиболее многочисленным на круглом столе было представительство общественных организаций и независимых аналитических институций. Ведущие эксперты по вопросам европейской интеграции, международных отношений, европейского права, экономики, высказали ряд интересных идей и предложений относительно организации сотрудничества Украины со странами ЕС в вопросах выполнения Плана действий Украина- ЕС и определения дальнейших форм и инструментов сотрудничества нашей страны с Евросоюзом и отдельными его членами.
Господин Урбан Руснак отметил, что в процессе подготовки словацких предложений разработчики стремились сделать его удобным в первую очередь для работы, а не для «пиара». Именно поэтому к процессу подготовки были привлечены словацкие и украинские неправительственные организации, проводились экспертные круглые столы в регионах Украины, постоянные консультации между должностными лицами двух стран. Посол Словакии подчеркнул, что для государства, стремящегося в перспективе присоединиться к ЕС, потребность в помощи со стороны ЕС является объективной. В свое время словацкие должностные лица, другие чиновники достаточно много работали с коллегами из стран — «старых» членов ЕС. В свою очередь, советник департамента Европейского Союза МИД Украины Юрий Павлов отметил, что помощь Украине в реализации Плана действий Украина—ЕС предлагали и другие страны, но предложения Словакии — самые лучшие, что и было признано на недавней встрече премьера Ю. Еханурова с послами стран ЕС.
Заведующий сектором по вопросам технической поддержки ЕС Секретариата Кабмина Андрей Ищенко сообщил, что предложения Правительства Словацкой Республики на данный момент взяты в работу 26 органами власти. А значительная их часть учтена в «Мероприятиях относительно выполнения в 2006 году Плана действий Украина—ЕС» — документе, содержащем перечень конкретных шагов, которые правительство будет осуществлять в текущем году для выполнения украинской части Плана.
В выступлениях экспертов прозвучал ряд предложений и замечаний относительно работы правительства над выполнением Плана действий Украина—ЕС и относительно учета предложений других стран. В частности, директор международных программ Центра им. А. Разумкова Валерий Чалый отметил, что в Украине отсутствует устоявшаяся система, которая бы гарантировала, что планы, программы, другие наработки не будут теряться в процессе смены правительств, которые происходят в Украине довольно часто. В этом контексте упоминается, что раньше руководство Правительства выступило с инициативой ввода должностей государственных секретарей, которые и должны обеспечить стабильность и непрерывность реализации государственной политики в условиях традиционно высокой текучести руководящих правительственных кадров. Вообще же, эксперты отметили, что главной проблемой евроинтеграционной политики Украины является отсутствие единого координационного центра, который сводил бы «в единый поток» усилия всех, на кого возложено выполнение задачи продвижения Украины к Европе.
Существенной можно считать и рекомендацию экспертов изменить акценты в процессе предоставления/получения международной помощи. Желающих помочь Украине хватает. Но усилия наших партнеров были бы потрачены оптимальнее, если бы Украина сама готовила «заказ» на предоставление помощи. Ведь кто как не мы лучше всего знаем свои проблемы?
Что же касается словацких предложений, то эксперты советуют особенно внимательно отнестись к тому, что предлагают наши партнеры в сфере энергетической безопасности и сохранения транзитного потенциала страны. Сегодня, после того, как были заключены новые украинско-российские соглашения, чуть ли не правилом хорошего тона стали обвинения правительства в предательстве национальных интересов. Почему-то в Словакии, где, в отличие от Украины, 49% собственности на газотранспортную систему владеет консорциум, в который входит и «Газпром», подобное в голову не приходит.