Вследствие «кассетного скандала» и иных проблем в нынешнем году в Украину не состоялось ни одного визита лидеров государств и правительств как стран Европейского Союза, так и Соединенных Штатов. Федеральный канцлер Германии Герхард Шредер завтра проведет в Киеве с Президентом Кучмой межгосударственные консультации на высшем уровне. Эти консультации не подразумевают подписания документов или принятия немедленного важного политического решения. Скорее, это — демонстрация интереса Германии к событиям в регионе, в котором интересы Берлина выглядят намного более весомыми, чем интересы любой другой страны Европейского Союза, Германия — едва ли ни единственная страна ЕС, во внешней политике которой восточное направление разрабатывается серьезно. Накануне проведения консультаций «День» попросил прокомментировать их основное содержание Чрезвычайного и Полномочного Посла ФРГ в Украине Дитмара Штюдеманна.
— Господин посол, чего стоит ожидать от предстоящих консультаций на высшем уровне, и на что не стоит рассчитывать, каких иллюзий не должно быть?
— Знаете, в наших отношениях нет иллюзий, или больше нет иллюзий. Мы все стали реалистами. Мне кажется, это очень важно, поскольку таким образом с обеих сторон ожидания могут быть претворены в жизнь. Консультации, которые будут проводиться — очень важны. Начиная с 11 сентября, мы все находимся в новом состоянии мировой политики. Угроза, исходящая от этих террористических актов, касается нас всех. Я имею в виду также и Германию, и Украину. Я убежден, что эти события будут на переднем плане переговоров между федеральным канцлером Шредером и Президентом Кучмой. Очень важна и эта тематика, и ответ на вопрос — как мы будем реагировать на угрозы, касающиеся нас всех.
Конечно, консультации должны послужить тому, чтобы на них обсуждались и другие вопросы немецко-украинских отношений. В частности, вопросы региональных отношений, сотрудничество в Европе, то, как Украина строит свои отношения с Европой. Мы связываем с этими консультациями и определенные ожидания, адресованные Украине, они являются важным элементом консультаций и связаны с тем, чтобы Украина выполняла ту роль, которую она отводит себе в своей внешней политике и которую она хотела бы играть. Для этого необходимо, чтобы во внутренней политике сохранялась высокая мера стабильности, поскольку только стабильная страна, стабильное общество в состоянии отвечать на те вопросы, которые перед ними ставятся, и могут играть именно ту роль, которую страна хотела бы себе отвести в вопросах безопасности.
И когда мы говорим о стабильности, мы имеем в виду в первую очередь быстрое развитие широкой базы для демократии. При этом необходимо обеспечить закрепление тех демократических достижений, которые уже существуют. Говоря о дальнейшем развитии демократии, подразумевается, что общество должно быть готовым принимать на себя отвественность за действия государства, а государство должно быть готовым обеспечивать интересы общества. Таким образом, необходимо прикладывать больше усилий, чтобы этого достичь.
— Какие темы, вынесенные на консультации, являются наиболее актуальными сегодня?
— Я думаю, что главное не открывать новые сферы в сотрудничестве, а углублять его. В принципе, речь идет о продолжении диалога, который должен осуществляться уже с новыми признаками. Важно, чтобы мы могли показать Украине, что мы и в дальнейшем заинтересованы в ней как в важном партнере, и чтобы было понято, что сотрудничество возможно лишь в том случае, если будут созданы хотя бы в минимальной мере необходимые для этого структуры.
— Когда мы говорим о сотрудничестве с Германией, то подразумеваем сотрудничество с Европейским Союзом. Как бы вы охарактеризовали его состояние? Действительно ли эти отношения начинают постепенно улучшаться по сравнению с началом нынешнего года?
— Сегодня в Украине еще есть определенные недостатки, о которых нельзя умалчивать, особенно если учитывать, что Украина находится на пути к европейскому сообществу совместных ценностей. Эти недостатки можно охарактеризовать как дисбаланс между возможностями власти и контролем, который должен над ней осуществляться. Одним словом, еще отсутствуют контрольные механизмы, характерные для демократического общества.
Отчетливо заметны недостатки в принципах создания правового государства. Необходимо преодолеть слабость юстиции, судебной власти. И консультации должны показать возможности для этого пути, пути преодоления.
В ходе этих консультаций мы хотели бы также показать, что мы готовы к более интенсивной работе учреждений юстиции. То, что играло определенную роль в начале года, остается и сейчас. А именно — печально, что убийства журналистов и очень низкий уровень доверия к правоохранительным органам остаются, как и прежде. Мы убеждены, что именно в тяжелых ситуациях необходимо говорить друг с другом, вести диалог, а не оставаться безучастными, не обращать внимания на другого. В области политики такое просто непозволительно.
Во время этих консультаций нам кажется особенно важным подчеркнуть, что за 10 лет своей независимости Украина сделала важные шаги в правильном направлении. И теперь важно, чтобы эти решительные шаги последовательно и смело осуществлялись в дальнейшем. Выборы в марте 2002 г. как раз предоставят такие возможности.
— Можно ли тогда говорить, что возможные изменения в восприятии Украины зависят от хода и результатов этих выборов?
— Эти выборы будут играть очень важную роль, так как с одной стороны, они смогут подтвердить способность Украины продолжать следовать демократическим путем, и с другой стороны — эти выборы состоятся в то время, когда все страны, в том числе и Украина, должны сделать свой вклад в безопасность как на Европейском континенте, так и в глобальных масштабах. Чтобы осуществить этот вклад, необходимо, чтобы и внутри страны была обеспечена стабильность путем создания прочной сети демократических структур и учреждений. В ином случае эти страны сами могут стать источником опасности на нашем континенте.
— Какой вклад могла бы сделать Украина в европейскую безопасность? Имеется ли при этом в виду ее возможное вовлечение в Европейскую оборонную инициативу, углубление сотрудничества с НАТО, Европейским Союзом?
— Я всего этого не исключаю, но все же основной предпосылкой остается то, чтобы Украина смогла внутри страны развить соответствующие меры безопасности и стабильности. Украина — важный партнер для европейских структур. Имеются в виду и Европейский Союз, и НАТО. Сделать уровень этих отношений более интенсивным или достичь нового уровня этих отношений — во многом зависит от тех мер, которые будут предприниматься внутри страны. Должен сказать, что мы готовы в каждом конкретном случае и к сотрудничеству, и к поддержке Украины. И как раз в рамках этих консультаций мы обсудим с украинской стороной возможности обеспечения защиты ее границ и сделаем соответствующие конкретные предложения.
— В чем они будут выражаться?
— Прежде всего, речь будет идти об интенсификации сотрудничества между органами охраны границ двух стран, и в этой связи будет говориться об усилении технического и финансового обеспечения этих служб. Кроме того, мы хотели бы поговорить о дальнейших возможностях сотрудничества в контексте приближения границ Европейского Союза к Украине. Мы заинтересованы в том, чтобы и других европейских партнеров подключить к более интенсивной работе, более интенсивному сотрудничеству с Украиной в этой сфере.
— Будет ли в таком случае Германия поддерживать идею привлечения помощи ЕС в обустройстве восточной границы Украины?
— Германия как раз очень заинтересована в такой форме сотрудничества с Украиной на ее восточных границах. В случае такого сотрудничества между ведомствами по охране границ Германия не будет ограничиваться только поддержкой западной границы Украины.
— Часто можно слышать, что, укрепив свою восточную границу, Украина была бы вправе рассчитывать на определенную либерализацию пограничного и визового режима по отношению к ней. Разделяют ли эту точку зрения в ЕС?
— Если проявить немного фантазии, то я думаю, могут найтись возможности для ослабления пограничного режима между расширенным Европейским Союзом и Украиной. Важно, чтобы этот режим оформлялся более гибко. Важно, чтобы эта граница не превратилась в барьер между двумя регионами. С другой стороны, сохранение пограничного режима необходимо еще в течение определенного периода времени, поскольку различия в экономическом развитии этих регионов значительны, и открытие границы, свободная граница могла бы привести к запруживанию западноевропейского рынка труда рабочими из Украины. Это могло бы привести к дестабилизации европейской экономики. Это привело бы к обратному воздействию и на Украину — поскольку, чем больше потерь будет нести европейская экономика, тем меньше у нее будет возможностей оказывать экономическую и финансовую поддержку развивающейся Украине.
— А сохраняется ли сегодня интерес к Украине именно у немецкой экономики, учитывая, что период больших ожиданий сменился периодом больших разочарований?
— Позвольте обратить ваше внимание на факт, который проявился в последнее время: на фоне определенных сокращений иностранных инвестиций в Украину немецкие инвестиции в последнее время возросли. Для меня это является сигналом того, что немецкая экономика очень внимательно следит за экономическим развитием Украины. Правительство Ющенко и Кинаха вселяло и вселяет большие надежды на успешное развитие Украины.
— Будет ли это одной из тем консультаций?
— Да, действительно, это так. Нужно сказать, что экономика является важным двигателем двусторонних отношений.
— Вы говорили о необходимости диалога в трудное время — но диалог Украины с Западом в последнее время развивался, мягко говоря, не очень хорошо. Почему?
— Я считаю, что те процессы, которые развиваются в Европе и во всем мире, и куда пока не включается Украина, вы сразу же рассматриваете как определенный дефицит. С другой стороны, необходимо рассматривать еще и то, что развитие Украины, к сожалению, не всегда осуществляется настолько прямолинейно, прозрачно, перспективно, чтобы это позволяло нам вовлекать Украину в общеевропейские политические процессы или процессы внешней политики. Но я хотел бы еще раз подчеркнуть, что и ФРГ, и ЕС предпринимают все усилия для того, чтобы помочь Украине, показать ей возможности дальнейшего продвижения по пути всеобщего и полного партнерства как в двустороннем плане, так и в отношениях всего Европейского Союза.
— Может ли в таком случае Украина рассчитывать на нечто большее, чем партнерство, при условии соответствия определенным критериям, или же это больше зависит от того, по какому пути пойдет сам Европейский Союз?
— Я считаю, что это все зависит от обеих сторон — то есть и от развития Европейского Союза, и от будущего Европейского Союза, и от развития, осуществляемого в Украине, от всей серьезности ее отношения, ее воли развиваться в дальнейшем как демократическое государство, идти по пути создания социально-рыночной экономики.
— Вы, вероятно, знакомы с предложениями, направленными премьер-министром Великобритании Тони Блэром руководству НАТО и России. Какова ваша точка зрения — если процесс между НАТО и Россией действительно будет развиваться в пользу большего сотрудничества, как это может сказаться на Украине?
— Контуры этого процесса, который еще только начинается, пока не очень видны. Но его следует рассматривать как сигнал. Я считаю, что от этого процесса в результате Украина может только выиграть.
— Можно ли в таком случае говорить о начале пересмотра функций и роли НАТО в современной системе международных отношений? О пересмотре самой системы международных отношений в свете сложившейся после 11 сентября ситуации?
— Трудно сказать, каким образом будут развиваться в будущем структуры и, прежде всего, структуры безопасности, и как будут воспринимать себя европейские и трансатлантические структуры. Важно, чтобы при тех процессах развития, которые осуществляются сейчас вследствие и под влиянием событий 11 сентября, мир понимал те самые элементарные угрозы, возникающие сегодня перед цивилизацией. Это привносит изменения в отношения между странами, прежде всего в отношении восточноевропейских стран к миру западной цивилизации, поскольку сейчас они осознают, что они также относятся к этому миру, являются частью этой цивилизации. Защитить эту цивилизацию, сохранить ее можно только вместе.
— Исходя из ответа, можно предположить, что вы — оптимист.
— Да, и я убежден, что все люди, имеющие общий культурный и исторический опыт, все вместе заинтересованы в том, чтобы сохранить те условия уверенности и достигнутые стандарты.