Вчера в Приднестровье завершилась эра Игоря Смирнова, который 20 лет бессменно правил непризнанной Приднестровской Молдовской Республикой. Теперь его на этом посту заменит бывший спикер парламента Приднестровья Евгений Шевчук, который с отрывом более 50 процентов победил нынешнего главу парламента Анатолия Каминского, которого поддерживала Москва. За Каминского было отдано 19,6% голосов, за Шевчука — 73,88%, и он провозглашен избранным президентом Приднестровской Молдовской Республики. В своей предвыборной программе «Нам нужны перемены» Шевчук говорил о том, что новая власть будет действовать на таких принципах, как профессионализм, эффективность, ответственность и сменяемость власти. Кроме того, он заявлял, что Приднестровью нужна программа выхода республики из депрессии, поддержанная странами-гарантами. По его словам, уже за год мы можем, имея поддержку, добиться перемен. Следует отметить, что родившийся в 1968 году в Рыбнице, МССР, Шевчук закончил Сельскохозяйственную академию (факультет механизации), а также с отличием (без единой четверки) Дипломатическую академия МИД Украины.
Что означает для Украины победа Шевчука в непризнанной Приднестровской Молдовской Республике?
Виталий КУЛИК, директор Центра исследования проблем гражданского общества
— Накопилось чувство усталости от Смирнова, старого курса руководства Приднестровья, неопределенности и неурегулированности конфликта, перманентной мобилизации. Эта усталость проявилась в том, что Смирнов, который 20 лет был руководителем Приднестровья, не получил поддержки населения. Для Украины это конвертируется в новые риски, поскольку очевидно, что расклад политических сил в Приднестровье таков, что может привести к обострению отношений между новоизбранным президентом и парламентом, контролируемым партией «Обновление». Очевидно, что Шевчуку придется вести диалог с представителями команды как Смирнова, так и Каминского или «Шерифа». Это покажет, насколько Шевчук будет в состоянии в данной ситуации идти на определенные компромиссы или уступки. Вместе с тем достаточно много факторов, стабилизирующих ситуацию: с одной стороны, в стабилизации заинтересована Россия, а с другой — Украина. Очевидно, что задача Шевчука заключается в возобновлении переговорного процесса в формате «5+2».
По поводу отсутствия Украины как фактора на этих выборах. Украина не является силой, симпатии к которой могли бы определить результаты выборов. Украина слишком много потеряла в процессе приднестровского урегулирования, потому что была неактивной в этом процессе, ненаступательной, не блюла свои интересы, не защищала своих граждан. Поэтому сейчас апеллировать к украинскому фактору, говорить о симпатиях к Украине довольно сложно. Об Украине в приднестровской политике вспоминают тогда, когда они пытаются давить на Россию или на Молдову. Ждать каких-то украинских реверансов со стороны Шевчука сейчас не стоит. Однако, с другой стороны, можно сказать, что Шевчук прекрасно понимает политическую ситуацию в Украине, имеет достаточно неплохие контакты здесь. Он может дать новый импульс переговорному процессу в формате «5+2».
Основное то, что Шевчук фактически получил высокую степень доверия. Это доверие может конвертироваться в радикальное изменение как курса, так и подходов к управлению экономическими процессами, а также процесса урегулирования приднестровского конфликта и решения вопросов, интересующих Украину. А это вопросы защиты прав и свобод граждан Украины, защиты экономических интересов Украины в Приднестровье, а также сохранение стабильности в регионе.
У нас есть официальные и неофициальные возможности — прямые и непрямые — влияния на новое руководство Приднестровья: экономические, политические рычаги. Хотел бы отметить, что люди, окружающие сегодня Шевчука, прекрасно понимают значение Украины для урегулирования приднестровского конфликта. Они заинтересованы в нормальных и конструктивных взаимоотношениях с Киевом, а понимают важность учета позиции Киева даже в большей степени, чем это было при предыдущем руководстве.
Первые кадровые назначения Шевчука ожидаются не ранее 15 января. Если он пойдет на конфронтацию с «Шерифом» и Смирновым, то это будет один сценарий — обострение ситуации, конституционный кризис. Если он пойдет на договоренности с партией «Обновление», то очевидно, что премьером и представителями силовых блоков станут люди, компромиссные для всех групп интересов в Приднестровье.
Сергей ПИРОЖКОВ, посол Украины в Молдове:
— Победил народ, это является свидетельством того, что в Приднестровье происходят изменения. К власти приходит новая генерация политиков. Поэтому это толкает к активным действиям и пониманию.
Оазу НАНТОЙ, программный директор Института общественной политики, Кишинев:
— Было очевидно, что Россия хочет сместить Игоря Смирнова, а на его место посадить Анатолия Каминского. Очевидно, что выбор Анатолия Каминского в качестве ставленника Кремля основывался на том, что существовали какие-то соглашения между Кремлем и Каминским. Между Кремлем и партией «Обновление», между Кремлем и, если хотите, компанией «Шериф». И сейчас получается достаточно неожиданная ситуация. Шевчук победил с сокрушительным результатом и объявлен президентом неконституционного режима, перед ним стоит очень сложный пакет вопросов. Первое — выяснить, что же хотела Москва от Каминского. Потому что Москва фактически содержит этот режим с экономической, финансовой, военно-политической точки зрения. Как будет строиться процесс формирования так называемого правительства, поскольку в Приднестровье новый вариант конституции. Должен появиться премьер-министр, кабинет министров. Будет ли Москва настаивать на том, чтобы присылать своих людей на эти должности, или Шевчук все-таки отстоит свое право формировать эти структуры. В этой ситуации, конечно, Шевчук с точки зрения перспектив диалога между Кишиневом и Тирасполем, переговорного процесса в формате «5+2», который ничего не решает, выглядит более привлекательно, нежели Игорь Смирнов. Избрание Шевчука — проблема для Москвы, но не повод для особой радости для Кишинева. Поэтому следует подождать, пока прояснятся вопросы насчет пожеланий Кремля, посмотреть на способность Шевчука создать и рассадить по должностям свою команду. Посмотреть, сможет ли он перетащить на свою сторону часть депутатов Верховного Совета. Этот процесс будет осложнен в первую очередь отсутствием политической воли и консолидации на правом берегу Днестра. Потому что мы больше двух лет развлекаемся нашими попытками избрать президента и игрой в досрочные парламентские выборы, что продолжается по сей день. Поэтому очевидно, что на левом берегу будут изменения, но совсем не очевидно, что эти изменения приведут к каким-то братаниям вдоль Днестра на второй день после того, как протрезвеют участники этой предвыборной гонки.
— А как вы прокомментируете то, что в предвыборном обращении Шевчука, особенно в конце, показаны кадры его общения с представителями российских кругов — Грызловым, Лавровым, партией «Единая Россия»? Там же есть кадры стоящего рядом с ним председателя Комитета ГД по делам Содружества независимых государств и связям с соотечественниками Алексея Островского, который призвал приднестровцев голосовать за Шевчука. В то же время отсутствуют кадры об Украине, которая граничит с Приднестровьем.
— Я не буду вспоминать биографию Шевчука, интерпретировать фонетику его фамилии, отношение к России и Украине. Совершенно очевидно, что на левом берегу в избирательной кампании просто невозможно представить себе кандидата, который будет противопоставлять себя Москве. Другое дело, что в этой ситуации намного важнее, что прямая и открытая поддержка со стороны Москвы не является той дубиной, которая перешибает любые другие козыри. В этом смысле у Шевчука, с одной стороны, вроде бы больше морального права отстаивать свою позицию — в диалоге с Москвой в том числе. Но сможет ли он это сделать или нет — другой вопрос.