Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вацлав ГАВЕЛ. Совесть как мерило свободы и ценностей

6 октября, 2001 - 00:00

Сегодня, 6-го октября, исполняется 65 лет правозащитнику, философу, драматургу, президенту Чешской Республики Вацлаву Гавелу, одной из наиболее заметных фигур второй половины ХХ века. Именно с его личностью связаны изменения в политическом мышлении в Европе конца 80-х — начала 90-х годов. Президента Чехии трудно назвать политиком в традиционном понимании, его политические взгляды невозможно анализировать в отрыве от духовных принципов, поскольку духовность, мораль и политика для Гавела неразрывно связаны между собою. Много его восточноевропейских коллег не выдержали политических испытаний и сошли с политической сцены. А Гавел уже 12 лет достойно представляет Чехию в мире. Такому политическому долголетию в демократической стране можно лишь позавидовать.

По конституции Чехии президент имеет ограниченные полномочия (утверждение судей, присуждение государственных наград, представительные функции и т.п.). Тем не менее авторитет Гавела не только в Чехи, но и в Европе, и мире основывается именно на его безоговорочной репутации. Когда в 1996 году возник скандал вокруг тогдашнего премьера Вацлава Клауса, Гавел призвал его подать в отставку, и тот вынужден был это сделать, хотя формально мог бы этого и не делать. В прошлом году Гавел встал на сторону журналистов чешского общественного телевидения в их конфликте с телечиновниками, заявив, что в 1948 году коммунисты тоже действовали согласно букве закона, но против его духа. В результате чиновники, парламент и журналисты начали искать цивилизованные пути выхода из ситуации, и в короткий срок конфликт был улажен.

Рейтинг Гавела в Чехи на протяжении многих лет держится на уровне 60 — 70%, и никому даже в голову не придет обвинить его в каких-то финансовых злоупотреблениях или других незаконных поступках. Это, по меньшей, мере противоречило бы его внутренним принципам, которых он четко придерживается всю жизнь, и в это просто никто бы не поверил, не говоря уже о том, что политическая и юридическая системы, сложившиеся в Чехи, довольно быстро бы поставили все на свои места.

Вацлав Гавел родился 6 октября 1936 г. в Праге в семье богатого предпринимателя-строителя. Позднее Гавел в одном из писем из тюрьмы к жене Ольге напишет: «...как у «господского сынка», в детстве... у меня было привилегированное положение, я пользовался разными преимуществами... дома я был окружен большой заботой, причем в ней принимали участие лица, у которых был большей частью так называемый низший социальный статус. Но социальный барьер, которым я был отделен от других детей и от тех взрослых, с которыми мне приходилось сталкиваться, не только не создавал во мне какое-то ощущение превосходства, а как раз наоборот: был для меня препятствием, несправедливостью и постоянным источником чувства второсортности: я был поставлен в положение, которое выделяло меня, изолировало невидимой стеной, отчуждало от людей, предопределяло недоверие мира ко мне... у меня было неясное ощущение какого-то заговора против меня, который старательно скрывался, и вдобавок я чувствовал, что он обоснован: почему я должен иметь чего-то больше, чем кто-то другой? Дети к этим вещам удивительно ... чувствительны (я припоминаю случаи, когда мне приходилось даже зубами и ногтями бороться за отмену какой-либо небольшой привилегии — причем, я не мог объяснить, почему это для меня так важно). Думаю, что именно благодаря этому раннему опыту у меня довольно тонкое ощущение разных проявлений социального неравенства и развито сопротивление разным видам привилегий вообще...»

Коммунистическая власть с самого начала не очень церемонилась с «господским сынком». Гавелу создавались препятствия в получении гуманитарного образования, он было вынужден определенное время работать лаборантом в химической лаборатории. После воинской службы работает в театре «На забрадли» (где познакомился со своей первой женой — Ольгой) сначала рабочим сцены, а потом постепенно становится ведущим драматургом. В конце 60-х заочно заканчивает театральный факультет Академии искусств. Однако жизненные трудности лишь закалили его: «... в своей молодости мне ничего не доставалось даром; то, что для других было обычным делом, мне приходилось довольно тяжело завоевывать в борьбе (например, образование)... Мое буржуазное происхождение всю жизнь создавало мне лишь преграды (другое дело, что эти преграды, в конце концов, оказались для меня очень полезными), даже тогда, когда я сам против всего буржуазного вокруг себя энергично внутренне восставал...»

После подавления в 1968 году «Пражской весны» начался мучительный и позорный период «нормализации» с репрессиями против инакомыслящих. Гавел стал одним из инициаторов движения сопротивления диссидентов-интеллектуалов против подавления демократических свобод. С 1969 г. его постоянно преследуют за «подрывную, антигосударственную деятельность». В 1972 г. он через западные СМИ опубликовал петицию в защиту политических заключенных. В январе 1977 г. группа диссидентов-интеллектуалов (П.Угл, Й.Динстбир, В.Гавел, Л.Вацулик Я.Паточка и прочие) подписала и опубликовала «Хартию-77», которая стала своеобразным «символом веры» всего диссидентского движения. В апреле 1979 г. Гавел, вместе с женой Ольгой и еще несколькими диссидентами, основал «Комитет несправедливо преследуемых». Все они полностью сознавали, на что шли, и хотели просто доказать миру, что разговоры власти о демократии и свободе слова являются пустым звуком. Вскоре все члены этого комитета были арестованы и обвинены в «подрыве государства через распространение клеветнических материалов о социалистическом порядке». По приговору суда «подписанты» получили от 2 до 5 лет заключения. Гавел был осужден на четыре с половиной года.

В тюрьме для Гавела приобретает еще больший вес все, что делает человека человеком не в биологическом, а в социальном смысле – заключение является не столько трагедией, сколько жестокой необходимостью и важной школой для последующей жизни. Он переводит тему свободы и несвободы из материальной плоскости в духовную. Свободу он начинает воспринимать «... менее чувствительно в физическом плане, и более духовно... как скрытую совокупность параметров жизни, мерило и беспредельность ее смысла...». Внутреннее сопротивление становится для него источником сохранения своего «я». Причем, из писем перед нами не всегда возникает сильный и уверенный в себе образ героя своего времени. Постоянные сомнения являются для него источником жизненной энергии и вдохновения. Самооценки Гавела часто поражают своей объективностью, а иногда и беспощадностью. Он не склонен преувеличивать свои страдания и требовать к себе какого-то повышенного внимания, а лишь хочет ощущать себя в центре событий, нужным для родных людей даже в тюрьме. Для Гавела-экзистенциалиста все ценности приобретают свой настоящий вес лишь в экстремальных жизненных ситуациях.

Собственно, испытание большой политикой тоже можно отнести к экстремальным ситуациям, и большинство чехов склонны считать, что Гавел прошел это испытание с честью. Ни один из современных чешских политиков не может сравниться с Гавелом по рейтингам доверия — причем, время от времени в обществе возникало и неоднозначное отношение к его частной жизни, к его решениям (например, относительно поддержки операции НАТО в Югославии).

Частная жизнь лидера в демократическом обществе — всегда на виду. Тем более, что и обе жены Гавела — Ольга и Дагмар — всегда были активными личностями.

После избрания Гавела в 1989 г. президентом, Ольга Гавлова основала благотворительный «Комитет доброй воли» для помощи инвалидам и людям с нарушениями психики, проблемы которых замалчивались коммунистическим режимом. За деятельность этого комитета она в 1991 г. была провозглашена «Женщиной года»; а за помощь детям в 1995 году ей присуждена детская премия «Баронессы из страны всех Времен» (присуждается в Голландии). Своей деятельностью жена президента завоевала большой авторитет среди простых чехов. Когда ее не стало (27 января 1996 г. в возрасте 63 лет умерла от рака), в Пражский Град – официальную резиденцию президента Чехии – выстроились многочасовые очереди, чтобы почтить память О.Гавловой. По словам самого Гавела, Ольга была для него «незаменимой жизненной опорой».

Второй брак Гавела вызвал в чешском обществе немало язвительных комментариев. Одним не нравилось, что Гавел вступил в брак вторично очень быстро (1997 г.). Другим — сама личность жены и большая разница в возрасте (17 лет). Дагмар Вескрнова была актрисой в театре «На забрадли», где сам Гавел проработал много лет. Она хорошо знала супругов Гавелов и даже была в приятельских отношениях с Ольгой. Но недоброжелатели не унимались долго. Даже немного покачнулся рейтинг Гавела (50 — 60 %, вместо обычных 70 — 80%). Тем не менее время все расставило на свои места. Ничего не изменилось как в характере и поведении самого Гавела, так и в деятельности «первой женщины» Чехии. Дагмар поддерживает разнообразные благотворительные организации, культурные мероприятия. Она регулярно появляется вместе с мужем на театральных спектаклях, в опере. А недавно, лишь после его настояний, продолжила актерскую карьеру. Гавел всегда уважал свободу выбора другого. Жаль, что не все чехи толерантно отнеслись к свободе выбора самого Гавела.

Еще в 1987 году Вацлав Гавел написал: «...нужно именно здесь и сейчас, всегда и всюду делать так, чтобы конкретные обстоятельства изменялись к лучшему: чтобы было больше свободы, уважения к человеческому достоинству, чтобы лучшее функционировала экономика, меньше вреда причинялось нашей планете, чтобы к власти приходили более умные политики, чтобы правду можно было говорить вслух, и чтобы люди, слыша эту правду, не впадали бы от нее в отчаяние, а наоборот, сделали бы ее основой своей практической деятельности». Лучше не скажешь, именно поэтому эта фраза остается актуальной и до сих пор.

Игорь МЕЛЬНИЧЕНКО, кандидат филологических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ