Находясь в Украине, председатель комитета министров Совета
Европы Хальдер Асгримссон и генеральный секретарь СЕ Вальтер Швиммер неоднократно
отмечали, что цель их визита — помочь Украине выполнить взятые на себя
обязательства. Однако первые лица СЕ, чей визит случайно совпал с разгаром
избирательной кампании, а, следовательно, с обострением наиболее существенных
проблем перехода к демократическому обществу, не могли обойти вниманием
и ход выборов. Комментируя проблему «равных возможностей» кандидатов в
президенты, Вальтер Швиммер (безотносительно к конкретным лицам), в частности,
отметил: «Для обеспечения демократических принципов каждый кандидат должен
иметь доступ к СМИ, свободно высказывать свои мысли, все официальные или
государственные СМИ должны быть объективны в освещении избирательной кампании».
Свои наблюдения об избирательной кампании представители СЕ намерены сравнить
с впечатлениями наблюдателей от ОБСЕ, работающих в Украине во время выборов.
По окончании визита господин Швиммер дал пресс-конференцию, результаты
которой, в том числе и интервью корреспонденту «Дня», предлагаем вниманию
читателей:
— Я убежден, что наш визит в Украину будет иметь положительные
последствия. Чтобы быть откровенным, замечу, что эти положительные последствия
вполне необходимы.
Следует принять во внимание, что Украина уже опоздала на
одиннадцать месяцев с выполнением своих обязательств, взятых перед СЕ.
Украина в лице органов власти, имеются в виду Президент, правительство
и парламент, взяла на себя обязательства в течение трех лет с момента присоединения
к СЕ реализовать важную правовую реформу, то есть принять новые Административный,
Административно-процессуальный кодексы, Уголовный и Уголовно-процессуальный
кодексы и так далее, осуществить реформу судебной системы, ратифицировать
протокол №6 к Европейской конвенции по правам человека, означающий отмену
смертной казни, а также другие конвенции, скажем, Европейскую хартию о
региональных языках и языках нацменьшинств. К сожалению, сроки выполнения
этих обязательств прошли. Итак, мы прибыли в Украину, чтобы обсудить вопрос
выполнения этих обязательств и то, как мы можем помочь Украине в сложном
процессе перехода к демократическому обществу.
Выполнение этих обязательств требует полного сотрудничества
между всеми ветвями власти, между правительством и парламентом. И исполнительная
и законодательная власти несут ответственность и за благо Украины, и за
выполнение стандартов СЕ.
Уже остается не так много времени, ведь Парламентская ассамблея
Совета Европы постановила в июне, что украинская делегация будет лишена
некоторых прав, если к январю Украина не выполнит некоторые обязательства.
Мы прибыли сюда не для того, чтобы вмешиваться в президентскую избирательную
кампанию, поддерживать или оппонировать кому-либо из кандидатов, это исключительное
право народа Украины — избирать своего президента на основе полной информации
и демократического открытого общества.
— Вы неоднократно на встречах с официальными лицами
Украины указывали, что готовы оказать помощь в выполнении Украиной своих
обязательств. В чем конкретно она может выражаться?
— У нас есть конкретная программа, осуществляемая нами
вместе с Европейским Союзом. Это Программа демократической стабильности,
в рамках которой может быть оказана разнообразная помощь в создании законопроектов,
подготовке высших чиновников и судей. Мы можем поощрять страны — члены
СЕ оказывать специальную помощь. Насколько мне известно, уже существует
двухстороннее соглашение между Украиной и Австрией о помощи в реформировании
пенитенциарной системы.
Следовательно, есть широкая сфера, в которой мы можем содействовать
переходному процессу в Украине. Наконец, у нас есть Венецианская комиссия
«Демократия через право», членом которой является и Украина. В рамках этой
комиссии могут даваться рекомендации по проведению правовой реформы. Я
также считаю парламентскую процедуру мониторинга элементом такой помощи,
потому что цель этого мониторинга заключается не в том, чтобы применить
к Украине определенные санкции, а в том, чтобы помочь стране распознать
те сферы, где ей требуется помощь.
— Как вы расцениваете заявление заместителя спикера
парламента Мартынюка о том, что смертная казнь в Украине не будет отменена?
— Мы, конечно же, не согласились с этим заявлением. Отмена
смертной казни сегодня является четким и твердым стандартом СЕ. Украина
обязалась отменить смертную казнь при вступлении в СЕ, это является международным
обязательством Украины. Конечно, мы ценим тот факт, что с марта 1997 года
Украина выполняет мораторий на исполнение смертных приговоров и, разрешите
мне ремарку, лично я убежден, что смертная казнь должна быть отменена во
всем мире. Было бы большой ошибкой считать, что смертная казнь помогает
в борьбе с преступностью. Я лично убежден в обратном. В странах, где применяется
смертная казнь, вы найдете и более высокий уровень преступности.
Но что также важно для Украины — СЕ предоставляет правовые
инструменты, помогающие в борьбе с преступностью. Мы проработали Конвенцию
против коррупции, которая является сегодня одним из самых опасных преступлений.
Мы также имеем Конвенцию против терроризма. Я думаю, что положительное
сотрудничество с другими европейскими странами, отвечающими одним и тем
же стандартам, — намного лучшее средство в борьбе с преступностью, чем
смертная казнь. К тому же, сотрудничество в области борьбы с коррупцией,
терроризмом, отмыванием денег тоже входит в пакет предложений помощи Украине
в движении к демократическому обществу.
— У вас были встречи с медиа-чиновниками. Услышали ли
вы подтверждение данных о нарушении свободы слова?
— Мы услышали много обвинений с обеих сторон.
— Были ли даны вам какие- либо обещания или гарантии
того, что Украина сможет довыполнить свои обязательства к январю следующего
года? Или в отношении Украины будет все-таки начат процесс приостановки
полномочий парламентской делегации в ПАСЕ?
— У меня сложилось мнение, что в стране имеется сильное
желание выполнить свои обязательства. Но мы напомнили в парламенте, что
именно на парламент возлагается ответственность за проведение правовых
реформ. Мы напомнили всем органам власти, что они разделяют общую ответственность
за соответствие стандартам Совета Европы и за благосостояние народа Украины.
Я не могу говорить от ПАСЕ. Впервые о невыполнении Украиной
обязательств было сказано в январе этого года. Был определен еще один срок
с четким указанием того, какие возможны санкции. Я думаю, что ПАСЕ готов
подождать выполнения нескольких (но не всех) обязательств. ПАСЕ будет настаивать
на выполнении важнейших обязательств. Я надеюсь, что после выборов парламент
начнет реализацию необходимых реформ. Я думаю, что это важно для самой
Украины. Это послужит примером и для всей Европы, ведь СЕ заинтересован
в утверждении демократии в соседних странах: Беларуси, а также Союзной
Республике Югославия. И пример Украины (страны — члена СЕ) должен быть
четким: вы можете быть членом этой организации только тогда, когда вы отвечаете
определенным стандартам. Я надеюсь, что Украина выполнит свои обязательства,
чтобы тем самым показать хороший пример другим странам.
— Самое большое внимание вы уделяете работе Минюста.
Какой, по вашему мнению, должна быть роль Министерства юстиции?
— На Министерство юстиции возлагается ответственность за
разработку законодательства и направление в парламент соответствующих законопроектов.
Насколько мне известно, в большинстве случаев это было сделано. Теперь
идет медленный процесс принятия этих законов в парламенте. И кто-то, возможно,
может обвинить меня, сказав, что «очень медленно» — это тоже преувеличение.
— Считаете ли вы справедливым утверждение, что у Украины
было достаточно времени для выполнения обязательств, то есть для перехода
к демократическим основам общества?
— Я, конечно, понимаю, что переходный процесс для Украины
— большой страны, не имевшей традиций независимого существования во времена
Советского Союза, — это сложный процесс. Да, мы принимаем во внимание,
что есть немало экономических сложностей. Но, по нашему мнению, существует
четкая связь между этими реформами и экономическим процветанием. Если не
будет нужного законодательства, скажем, Гражданского, Коммерческого кодекса,
то не смогут развиваться малые и средние предприятия бизнеса, иностранные
инвесторы будут сомневаться, вкладывать ли свои деньги в Украину. Невыполнение
этих обязательств будет иметь отрицательное влияние и на экономическую
ситуацию в Украине, так что это полностью в интересах страны — как можно
быстрее провести реформы, которые не были реализованы.
— Определили ли вы для себя главную причину затягивания
выполнения обязательств?
— Я бы не хотел сейчас об этом говорить. Свою оценку я
сделаю в том случае, если обязательства не будут выполнены к январю. У
нас уже сложилась определенная картина, и к тем, кого следует обвинить,
покритиковать за невыполнение обязательств, мы четко обратимся в январе.
Но надеюсь, что в этом не будет необходимости.