Принятие позавчера вечером парламентом Венгрии новой Конституции вызвало множество протестов внутри страны, а также критику со стороны мирового сообщества. За изменение Основного закона Венгрии проголосовали 262 депутата. Против проголосовали 44 человека, а один член парламента воздержался. Во время голосования, две из трех оппозиционных партий вышли из парламента.
Согласно «обновленной» Конституции, в Венгрии появится новый надзорный орган, который будет следить за деятельностью органов правосудия. Глава этого органа будет назначаться парламентом. Предполагается также сокращение числа депутатов, и получение президентом права распускать парламент, если к 31 марта не будет принят бюджет страны. Помимо этого, в соответствии с новыми правилами регулирования финансовой сферы, для вступления страны в еврозону потребуется одобрение двух третей парламента. В новой Конституции также говорится, что венгерский народ объединяют «Бог и христианство». За государством закрепляется обязанность защищать жизнь, при этом оговорено, что жизнь начинается при зачатии. Фактически эта статья Конституции вводит запрет на аборты. Кроме того, семьи, имеющие трех и более детей, получают дополнительные голоса на выборах. В соответствии с новой Конституцией формально Венгрия меняет название: она перестает официально называться Венгерской республикой и будет просто Венгрией. В обновленном Законе есть и пункт, который запрещает иметь национальный долг, объем которого превышает 50% ВВП.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и его сторонники обосновали необходимость внесения изменений к Конституции тем, что Основной закон страны устарел — он с 1949 года, то есть еще со времен «холодной войны», поэтому ему требуется изменения. Более того, авторы новой Конституции утверждают, что теперь Основной закон закончит переход от тоталитарной системы к демократической.
В минувшие выходные тысячи венгров провели в Будапеште массовые демонстрации протеста против обновления Основного закона. Выступивший на одном из митингов бывший премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань обвинил Виктора Орбана в «предательстве» республики и стремлении к «единоличному господству». По его словам, Орбан «попирает свободу прессы» и намерен использовать государственную прокуратуру «для достижения политических целей». По мнению критиков, новый Основной закон дает правящей партии и главе правительства Орбану более широкие возможности для руководства и закрепления своей власти. Так, в случае поражения на выборах 2014 года у Виктора Орбана остается возможность распустить парламент и назначить перевыборы.
Принятие парламентом Венгрии новой Конституции вызвало протесты и на международном уровне. Свою озабоченность выразили ООН, Евросоюз, а также правительство Германии. «Опасения, которые возникли в начале этого года в связи с новым законом о СМИ не исчезли, а только усилились после принятия сегодня новой Конституции», — заявил государственный министр в МИД ФРГ Вернер Хойер. Среди недостатков Евросоюз отметил ограничение Основным законом свободы действий конституционного суда. А вот Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, будучи в понедельник с визитом в Венгрии, призвал власти страны к консультациям с международными институциями. По его словам, международное сообщество обеспокоено сменами к Основному закону Венгрии. Говоря в Будапеште, генсек ООН подчеркнул, что власти обязаны выяснить, отвечают ли законодательные инициативы международным нормам. Пан Ги Мун также добавил, что будет приветствовать, если венгерские власти обратятся за рекомендациями к экспертам в европейских организациям и в ООН
Негосударственные организации Венгрии заявляют, что новая редакция Конституции отмечается сильным влиянием право-христианской идеологии, что ограничивает права атеистов, гомосексуалистов и отцов-одиночек. «Мы не давали властям полномочия разрабатывать такую Конституцию», — заявил лидер оппозиции, бывший премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань.
Эксперты Венецианской комиссии, которая консультирует европейские страны по вопросам конституционного права, также поддали критике новый проект венгерской Конституции.
Прежняя Конституция была принята в 1949 году и существенно переработана в 1989 году с учетом произошедших тогда перемен. Новый Основной закон вступит в силу с 1 января 2012 года после утверждения президентом.
«День» попросил прокомментировать изменения в венгерской Конституции заведующего внешнеполитическим отделом газеты Magyar Hirlap Юлу МАТЕ:
— Я думаю, что каждый так понимает Конституцию, как хочет. В Венгрии новую Конституцию сейчас приняли потому, что фактически 20 лет у нас была временная сталинская Конституция. Оппозиция сейчас говорит, что новый Закон дает возможность правительству сконцентрировать больше власти в своих руках. Однако обновленная Конституция также дает возможность и для того, чтобы Венгрия стала более демократической. Помимо этого, гарантии, которые были в прошлой Конституции также сохранились».
— Как вы объясняете критику со стороны ООН, ЕС и правительства Германии по поводу поправок к венгерской Конституции?
— В восточной Европе привыкли: если что-то говорят из-за границы, как раньше говорили из Москвы, а сейчас из Брюсселя, Вашингтона, тогда надо к этому прислушиваться. Я считаю, что это их мнение, и они так думают, но также есть люди и политические силы, которые поддерживают это. Однако вопрос Конституции надо решать Венгрии и венграм.
— А как тогда быть с той ситуацией, которая сложилась вокруг закона о венгерских масс-медиа, когда власть послушалась критики и пошла на уступки?
— В том Законе были большие ошибки, которые, как вы сказали, и признала венгерская власть. Я думаю, что Конституцию трудно сравнивать с законом о прессе, потому что она дает больше возможностей, принципов.
— Не напоминает ли вам нынешняя ситуации в Венгрии Украину, где власть внесла изменения в Конституцию, чтобы получить больше полномочий?
— Нет, я бы не проводил здесь никаких параллелей, потому что Конституция не дает ни капли больше власти, ни президенту, ни правительству. А с другой стороны, сегодня у правящей коалиции две трети в парламенте и у нее нет никаких особых нужд, чтобы усилить свои позиции.