Блиц-визит премьер-министра Польши Лешека Миллера можно было бы оценить с различных точек зрения. Во-первых, Варшава явно ставила целью продемонстрировать Киеву преемственность политики нового правительства в отношении Украины. Это, похоже, удалось. Варшава продолжает заверять Киев, что будет продолжать защиту украинских интересов перед Западом. Во-вторых, выяснить, насколько продвигается дело с открытием кладбища «Орлят» во Львове — неоднозначная реакция официальных властей, общественности, прессы с двух сторон явно не отвечает потребностям провозглашенного стратегического партнерства. В-третьих, остаются не до конца выясненными вопросы с трубопроводами — газовым в обход Украины — и нефтяным из Одессы в Гданск. Наконец, всегда есть потребность напомнить, что трудно добиваться партнерства, не наполняя его реальным, то есть, экономическим содержанием — для чего нужно что-то делать. Следует также отметить, что визит Миллера в Украину не слишком-то комментировался польской прессой.
После своих встреч с Президентом Леонидом Кучмой и премьер-министром Анатолием Кинахом Миллер отметил, что Польша поддерживает усилия Украины по европейской интеграции, в том числе — получение ассоциированного членства в ЕС (министр иностранных дел Анатолий Зленко говорил о желании добиться его в 2004 г.).
Глава польского правительства несколько раз отмечал, что Украина — сильный партнер не только для Польши, но, в перспективе, — и для Европейского Союза. Куда Польша стремится вступить в 2004 г. В принципе, ничего нового здесь Миллер не сказал. Просто, очевидно, в Варшаве ощутили потребность расставить акценты: явное потепление отношений между Польшей и Россией, попытки Польши ускорить окончание переговоров с ЕС о вступлении не означают отказ от достигнутого с Украиной.
В отношении этого также возникают и еще будут возникать свои проблемы. После окончания переговоров Миллер говорил о необходимости сделать все, чтобы украинско-польская граница был закрытой для наркобизнеса, контрабанды оружия, нелегальной миграции и открытой для людей с добрыми намерениями. Польша пока что не сообщает, какую политику она будет проводить в отношении трудовой миграции. Сейчас трудно подсчитать, сколько украинцев работает в этой стране, причем не всегда легально, и отношение к ним польских властей хорошо известно. При том, что они, в основном, выполняют работу за плату, на которую не соглашаются поляки. С другой стороны, уже понятно, что Польша будет вынуждена ввести визовый режим для украинцев, и в польской прессе уже после визита Миллера появились сообщения, что это произойдет, очевидно, со второй половины следующего, 2003 года. Насколько можно судить сегодня, ни Польша, ни Украина не могут сказать точно, какой именно визовый режим будет введен, как это отразится на повседневной жизни не только украинцев, но и поляков в пограничных регионах. Введение визового режима является требованием для завершения переговоров между Польшей и ЕС в сфере юстиции и внутренних дел.
Вопрос «обходного газопровода». С одной стороны, Варшава обещает выработать решение только после официального сообщения РАО «Газпром» по поводу того, будет или не будет этот газопровод строиться, и только с учетом украинской точки зрения. Кинах на переговорах с Миллером обещал, что Украина, в свою очередь, жестко будет защищать свои интересы. Однако очевидно, что дело решается и не в Киеве, и не в Варшаве. В Москве же, очевидно, есть проблемы: с экономической стороны новый газопровод может оказаться просто блефом, с политической — не хочется терять рычаг давления на Киев.
Зато после явной демонстрации американской заинтересованности «украинским» путем экспорта каспийской нефти, оживление по этому поводу наблюдается и в Польше. Премьер Миллер заявил в Киеве, что польское правительство будет приветствовать участие польских компаний в создаваемом консорциуме, и это — «однозначный сигнал для министерства экономики Польши и всех польских предприятий, чтобы интенсифицировать свою деятельность в этом направлении, если они хотят принять участие в проекте». Этот вопрос будет, судя по всему, одним из ключевых на встрече украинско-польской комиссии по экономическим вопросам, которая состоится в начале марта в одном из пограничных регионов. И это действительно может стать только первой ступенькой реального партнерства. Если к тому времени в Киеве наконец определятся с тем, каким именно должен быть консорциум, если заинтересуются «монстры» международного нефтяного бизнеса. Которых сейчас пытается убедить правительство США и которые должны ощутить какие-то шаги навстречу и с украинской стороны.
Наконец, кладбище «Орлят». Судя по комментариям польской прессы, именно эта проблема двухсторонних отношений больше всего тревожит поляков. Открытие кладбища, как объявлялось в ходе визита Миллера, запланировано на 22 февраля с участием президентов обеих стран. Но, как пишет «Газета Выборча», Варшава считает неприемлемыми для себя предложения украинской стороны по поводу изменения надписей. Газета утверждает, что в ближайшее время состоится телефонный разговор президентов Кучмы и Квасьневского по этому поводу. Возможно, наконец эту страницу также удастся перевернуть так, чтобы минимально задеть чувства и украинцев, и поляков, — без этого доверия может просто не быть. А без доверия декларации глав государств и правительств о дружбе и партнерстве останутся декларациями.