Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Внешнеполитические активы

Анатолий ЗЛЕНКО: Эффективность украинской дипломатии зависит от успеха наших внутренних трансформаций
18 декабря, 1996 - 19:53
ФОТО ВАЛЕРИЯ СОЛОВЬЕВА

22 декабря этого года отечественная дипломатическая служба официально, уже в третий раз, будет отмечать свой профессиональный праздник. По случаю 90- й годовщины создания украинской дипломатической службы 28 ноября этого года Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО принял Указ «Об отмечании 90-й годовщины украинской дипломатической службы». Какими были главные достижения Украины на внешней арене, начиная от создания украинской дипломатической службы до наших дней? Какие задачи стоят перед дипломатией на ближайшую перспективу и как продвигается Украинское государство на пути европейской и евроатлантической интеграции? Об этом — «Дню» в эксклюзивном интервью с корифеем украинской дипломатии Анатолием ЗЛЕНКО, дважды занимавшим должность руководителя внешнеполитического ведомства Украины: с 27 июля 1990 года по 25 августа 1994 года и со 2 октября 2000 года по 2 сентября 2003 года.

— Анатолий Максимович, назовите, пожалуйста, несколько примеров самых выдающихся достижений или провалов украинской дипломатии за 90 лет?

— Характеризуя международную деятельность бывшей Украинской Народной Республики, можно отметить как достижения, так и просчеты. Тогда молодой УНР удалось в сжатые сроки создать более-менее разветвленную систему зарубежных представительств, открыть ряд дипломатических миссий иностранных государств на территории Украины. Также был начат переговорный процесс с соседними странами и государствами Антанты. Но имели место и существенные недостатки. В силу многих как объективных, так и субъективных обстоятельств руководителям УНР и тогдашней дипломатии не удалось завоевать признания молодой Республики на международной арене, что, собственно, было одной из главных причин поражения Украинской революции и национально- освободительной борьбы.

Главным достижением современной украинской дипломатии было обеспечение в сжатые сроки международного признания Украины, установление дипломатических отношений с подавляющим большинством стран мира, проведение успешных переговоров с соседними и западными странами по существенным вопросам безопасности, достаточно быстрое решение проблем, что утверждало Украину в качестве активного и влиятельного субъекта международных отношений. Достижением украинской дипломатии стало принятие с Европейским Союзом в Брюсселе (1994 г.) Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в Мадриде (1997 г.) — Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО, двухсторонние договора с различными странами о дружбе, партнерстве и сотрудничестве и т.д. В целом, можно говорить о том, что украинская дипломатия за короткий исторический период приобрела более самостоятельный статус, отдаление от идеологических стереотипов, унаследованных от прошлой системы, и главное — формирование новой генерации отечественных дипломатов. От их деятельности в значительной степени зависит трансформация нашего государства в национальное, его интеграция в европейские структуры.

— Также хотелось бы услышать вашу оценку деятельности украинской дипломатии за нынешний год: какие были достижения и провалы за это время?

— 2007 год был непростым для украинских дипломатов. Внутриполитические процессы, подрывавшие стабильность и прогнозируемость развития страны, негативно отразились на возможности проведения активной внешней политики. Это привносило значительные изменения в восприятие Украины международным сообществом и, как следствие, создавало значительные трудности для работы украинской дипломатии. Естественно, что это требовало значительных усилий, дополнительного напряжения сил для выполнения поставленных задач. Однако, несмотря на существующие сложности, в нынешнем году удалось кое что сделать на европейском направлении, в углублении сотрудничества между Украиной и ЕС. Речь идет, в частности, об успешном завершении переговоров с Евросоюзом по поводу заключения соглашения об упрощении визового режима поездок граждан Украины в государства-члены ЕС.

Важным результатом сотрудничества с Евросоюзом было решение относительно заключения соглашения между Украиной и ЕС о реадмиссии. К активу отечественной дипломатии следует также отнести обеспечение эффективного дипломатического сопровождения процесса, связанного с подготовкой вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Нет сомнений в том, что членство Украины в ВТО будет способствовать решению ряда других проблем, в том числе — интенсификации переговорного процесса по поводу создания между Украиной и ЕС зоны свободной торговли. В течение 2007 года положено начало диалогу с Еврокомиссией относительно подготовки нового усиленного соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое должно заменить предыдущее соглашение, срок действия которого заканчивается в начале 2008 года. Главной интригой этого соглашения является вопрос по поводу возможных концептуальных подходов, на которых должен готовиться этот документ. Встает логический вопрос: закладывает ли он основу для реализации надежд относительно перспектив ассоциируемого или равноправного членства Украины в ЕС? Само собой разумеется, что решение этого вопроса даст лучшую оценку дееспособности украинской дипломатии.

К достижениям украинской дипломатии следует отнести постоянное внимание к региональным проблемам, дальнейшему развитию двухсторонних отношений, взаимодействию в рамках международных организаций, углублению сотрудничества с евроатлантическими структурами, обеспечению определенной координирующей роли в осуществлении миротворческих функций. Не подлежит сомнению, что эффективность украинской дипломатии в большой степени зависит от успеха наших внутренних трансформаций, внутренней стабильности, прогнозируемости и определенности курса дальнейшего развития государства.

— Какие первоочередные задачи, на ваш взгляд, стоят перед украинскими дипломатами на следующий год или на ближайшие годы?

— С моей точки зрения, должна быть обеспечена преемственность внешнеполитического курса Украины. Это, прежде всего, предусматривает продолжение активной работы на европейском направлении, включая работу над подготовкой нового усиленного соглашения между Украиной и ЕС. Должна совершенствоваться работа по защите украинских граждан за границей. Объективные условия складываются так, что геополитическое положение, экономический, научно-технический, интеллектуальный, культурный потенциал позволяют Украине быть не просто наблюдателем международных процессов, а активно влиять на них.

Имея за плечами такой потенциал, следует ставить перед собой цель ускорения процесса превращения Украины в по-настоящему демократическое, экономически развитое, европейское, в полном понимании этого слова, государство. В такое государство, которое появлялось в нашем воображении на самой заре независимости. И в этом контексте должна усиливаться роль дипломатии. На нее возлагается ответственность за создание условий для взаимовыгодного сотрудничества. С этим вопросом связано и другое, а именно — формирование позитивного международного имиджа Украины.

Хотя понятно, что без достижения позитивных внутренних изменений невозможно улучшить авторитет государства в мире с помощью только внешнеполитических усилий. Первоочередная задача, стоящая перед украинскими дипломатами как на сегодня, так и на отдаленную перспективу, — не остаться на обочине «большой политики», подчиняя свои интересы интересам более активных государств, в том числе и наших ближайших соседей — как на Западе, так и на Востоке.

— Как вы оцениваете достижения украинской дипломатии на пути интеграции в НАТО? Под силу ли Украине получить План действий относительно членства в НАТО в следующем году на саммите Альянса в Бухаресте и насколько это важно для нашей страны?

— Углубление сотрудничества с НАТО является неотъемлемым элементом европейской интеграции Украины. Невозможно говорить о евроинтеграции, не развивая партнерство с Североатлантическим альянсом, который остается важным фактором европейской и мировой политики. Это сотрудничество направлено также на гарантирование безопасности и обороны нашего государства политическими средствами, преследуя цель, в частности, нейтрализации потенциальных угроз национальным интересам Украины.

За годы наших отношений с НАТО украинская дипломатия, работая в тесном контакте с другими государственными структурами, прошла путь от установления первых осторожных контактов до особого партнерства на основе конкретного сотрудничества, нацеленного на конкретный результат. Украина стала первой среди стран постсоветского пространства участником Программы «Партнерство ради мира» и одной из первых государств-партнеров присоединилась к переговорной деятельности Альянса. Важным направлением сотрудничества стало присоединение Украины к антитеррористической операции «Активные усилия» в Средиземном море, осуществляемой в рамках статьи 5 Североатлантического договора. Для украинских дипломатов практическое измерение разветвленного сотрудничества с НАТО заключается, в первую очередь, в максимальном использовании опыта НАТО при проведении военной реформы, модернизации наших Вооруженных сил в соответствии с современными условиями, обеспечении эффективного взаимодействия военных формирований НАТО и Украины, а также реформировании военно-технической отрасли.

Нынешний уровень сотрудничества между Украиной и НАТО дает, конечно, возможность говорить о значительно более высоком уровне отношений с Альянсом. Но есть ли на сегодня возможность получить уже в следующем году План действий относительно членства в НАТО? На этот вопрос, конечно, трудно ответить. С одной стороны, члены Альянса демонстрируют принципиальную поддержку намерений Украины относительно углубления и качественного обновления отношений с НАТО. С другой, — просматривается некоторая сдержанность, объясняющаяся отсутствием прямых подтверждений поддержки этих намерений основными политическими силами и обществом в целом. Не исключено, что на сегодня существуют также сомнения относительно готовности Украины полностью выполнить ПДЧ и официально и публично подать заявку относительно членства в НАТО. При имеющихся разногласиях и неопределенности общества по этому вопросу трудно ожидать получения ПДЧ в Бухаресте. Во всяком случае, можно предположить, что этот вопрос будет решаться в Украине через проведение соответствующего референдума, подобного тому, который состоится в Грузии во время президентских выборов 5 января 2008 года.

— Как вы оцениваете достижения украинской дипломатии на пути продвижения нашей страны в ЕС? Способен ли Киев действовать с Брюсселем на принципах взаимности?

— Задачи и этапы продвижения Украины в Европейский Союз сформулированы еще в 1993 году в «Основных направлениях внешней политики Украины». Украинские дипломаты принимали активное участие в подготовке этого документа и формулировке его основных положений, в том числе в контексте сотрудничества с Евросоюзом. За годы независимости обеспечивалась активная работа с государствами-членами Евросоюза и руководством ЕС. Украинская дипломатия многое сделала для создания договорно-правовой базы отношений в различных отраслях, вывела эти отношения на уровень стратегического партнерства. Общими усилиями создали разветвленную систему органов, обеспечивающих и регулирующих сотрудничество между Украиной и ЕС.

Важным достижением в направлении европейской интеграции является решение о признании Украины страной с рыночной экономикой. Показательно, что Евросоюз стал самым большим торговым партнером Украины. Его удельный вес в общем объеме товарооборота нашего государства составляет более 30%. Новое измерение приобретает сотрудничество с ЕС в энергетической отрасли. На этом направлении отечественные дипломаты и специалисты положили начало диалогу высокого уровня и постоянно ведут работу по заложению фундамента интеграции энергорынков Украины и ЕС с акцентом на обеспечение безопасности обеих сторон. Можно перечислить и другие конкретные дела, в частности, инициирование механизма присоединения Украины к заявлениям и позициям ЕС по региональным вопросам и вопросам международной политики, заключение соглашения относительно упрощения визового режима, выдвижение плана Приднестровского урегулирования и т.д. Важным итогом политического диалога с ЕС стало принятие в свое время совместного Плана действий Украина— ЕС, направленного на усиление двухстороннего сотрудничества.

Украинская сторона довольно внимательно следит за процессами, происходящими в Европейском Союзе, соответственно просчитывает риски и шансы от расширения ЕС и введения Европейской политики соседства. Для нас важно быть уверенными в том, что новая политическая ситуация в Европе не приведет к созданию новых разделительных линий на континенте.

В этом контексте украинские дипломаты прилагают значительные усилия, чтобы использовать новые стратегические перспективы и дополнительные возможности для углубления евроинтеграционной политики. Наша сторона осознает, что существование на границах Украины мощного интеграционного объединения становится важным фактором активизации экономического сотрудничества и углубления двухстороннего сотрудничества. А это в свою очередь имеет решающее значение для активизации взаимовыгодного сотрудничества между Украиной и ЕС. Можно говорить о том, что в перспективе такая взаимная заинтересованность будет расти. Создаст ли это условия для определения перспективы членства Украины в ЕС — покажет время. Украинские дипломаты в такой ситуации продолжают активно работать, трансформируя на территорию нашего государства пожелания европейской стороны относительно построения демократического гражданского общества, упрочения внутренней конкурентоспособности национальной экономики и ориентации на достижение европейских социально-экономических параметров развития. Развивая эффективную модель сотрудничества нашей страны с расширенным ЕС, Украина доказывает мировому сообществу свою последовательность в европейском выборе.

— Анатолий Максимович, удастся ли Украине построить отношения с Россией на принципах взаимодоверия и взаимоуважения?

— Прогнозируя такие отношения между Украиной и Российской Федерацией на сегодня и на будущее, не следует забывать, что речь идет о двух больших европейских государствах, отношения между которыми складываются на основе традиций, географического фактора и долговременной общей истории. В новых условиях эти отношения Украина и Россия пытаются строить на принципах взаимного уважения, взаимного доверия, демократичности, понимания и согласия, а также с учетом активизации провозглашенного нашим государством евроинтеграционного курса. Обе страны должны понимать, что без стабильных и добрососедских отношений не может быть стабильной и безопасной Европы. Об этом все чаще говорят наши партнеры как в Европе, так и в других уголках планеты.

Если мы будем рассматривать взаимосвязь не через призму стереотипов прошлого, а строить принципиально новую модель сотрудничества, основанную на взаимодополнении и взаимообогащении двух стран и народов, то это чуть ли не лучше всего будет содействовать развитию равноправного партнерства. То есть следует привнести лучшие стандарты в наши отношения наподобие тех, которые существуют между отдельными европейскими странами. В нашем обществе существуют различные мнения по поводу политики России и потенциала наших двухсторонних отношений. Частично эти мнения основываются на нерешенных вопросах, унаследованных от бывшего СССР, а значительная часть — на игнорировании реальности, на временных, конъюнктурных рассуждениях. Если удается сохранить и выгодно приумножить все, что основывается на стабильных и добрососедских отношениях, — это, бесспорно, поднимет уровень украинско-российского сотрудничества и будет способствовать развитию отношений на принципах равенства и взаимовыгоды.

Само собой разумеется, что вектор этого сотрудничества будет усиливаться в зависимости от решения ряда неразрешенных проблем политической и торгово-экономической сферы. Хотелось бы надеяться, что опыт предыдущих лет будет использован для решения этих проблем и вывода отношений между Украиной и Россией на качественно новый уровень. Убежден, что только став экономически развитым государством, Украина приобретет больший вес для России как желанный и перспективный партнер. Это должно быть нашим главным ориентиром при определении стратегических задач сотрудничества с Россией на последующие годы.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ