Тот факт, что Россия и крымские оккупанты начинают все чаще и циничнее создавать «водные провокации» в отношении Украины, говорит о том, что, во-первых, дела совсем плохи, и во-вторых, самим таланта не хватает решить водную проблему на полуострове. Вот и на этот раз провокации сразу две.
С одной стороны, 1 сентября псевдодепутат Госдумы России Наталья Поклонская сама себя назначила «уполномоченным от Управления Верховного комиссара ООН по правам человека» «в связи с незаконным лишением людей в Крыму пресной питьевой воды». Но Поклонской ни в России, ни в Украине уже настолько не верят, что стали эти сведения проверять, и не зря, со всех сторон посыпались опровержения. Так, спикер Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) Руперт Колвилл подтвердил, что Верховный комиссар ООН по правам человека получила письмо от Натальи Поклонской. Но никакого представительства ей не поручали. Первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джеппарова отметила, что она «выдает желаемое за действительное».
ОТВЕТНОЕ ПИСЬМО
Тогда они зашли с другой стороны и уже цинично обманули Управление Верховного комиссара ООН по правам человека об ответственности за обеспечение водой жителей оккупированного Крыма, написали им письмо в отношении воды в Крыму, но их ответ опубликовали не полностью и с искажениями. Когда журналисты стали снова проверять достоверность их сообщения, то в Управлении Верховного комиссара снова сообщили, что к ним действительно обращалось агентство «РИА-Новости», на публикацию которого ссылаются «Ведомости», с вопросом о поставках воды в Крым, на что медиа получили буквально следующий ответ: Российская Федерация как оккупационная власть несет главную ответственность за обеспечение доступа к воде лиц, находящихся под защитой (protected persons).
Но россияне решили соврать и написали, что «ответственность за снабжение жителей Крыма питьевой водой лежит и на России, и на Украине, — заявила официальный представитель Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Элизабет Тросселл». По словам Джеппаровой, российские пропагандисты выдернули из контекста слова чиновников из Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Она добавила, что позиция Министерства иностранных дел Украины по этому поводу четкая и правовая: «Россия — страна-оккупант. Россия несет полную ответственность за ситуацию в Крыму в соответствии с международным гуманитарным правом. Россия ответит за свои преступления против Украины и граждан Украины».
Это, конечно, не понравилось российским махинаторам от журналистики из «РИА-Новости», поэтому они стали оскорблять международную организацию, которую уважают во всем мире, и назвали их ответ «ответом первоклассника» и «туманным ответом ни о чем». Однако в «Ведомостях» эти слова уже опустили. А Мониторинговая миссия ООН в Украине продолжает настаивать на том, что с учетом аннексии Крымского полуострова «Россия несет основную ответственность за обеспечение доступа к воде защищенным лицам в Крыму».
Однако это не финал. Россия хорошо понимает, что все шансы решить водную проблему в Крыму уже использованы, а поэтому в дальнейшем она будет не только обостряться, но и начнут возникать осложнения, вызванные тем, что они уже натворили, — уже началось и становится более мощным засоление подземных вод, в степи Крыма уже начались суховеи и сокращаются посевные площади, начали восстанавливаться песчаные бури и др. Чем дальше — тем будет хуже.
Поэтому они не сдаются. Наталья Поклонская, информирует ТАСС, сообщила российским журналистам в понедельник, что она планирует собрать «уточняющие данные о ситуации с водоснабжением полуострова» и направить их в штаб-квартиру ООН до конца текущей недели. «От меня дополнительно запросили информацию по пяти пунктам. Я собираю информацию и надеюсь, что в конце недели все документы через МИД, через наших дипломатов в Женеве отправим в штаб-квартиру ООН», — говорит Поклонская. «Первый я уже выполнила — я нашла фермеров, которые несут потери уже шестой год: не могут нормально работать, земля становится непригодной. Эти фермеры написали свои личные обращения на имя Верховного комиссара по правам человека ООН госпожи Бачелет — эти обращения я ей направлю». Поклонская добавила, что для сбора информации по еще четырем пунктам она попросила помощи у российских властей Крыма, отправив запрос на имя Сергея Аксенова.
НА САМОМ ДЕЛЕ ВОДЫ ХВАТАЕТ
Правда, неграмотная в правовых вопросах Наталья Поклонская не до конца понимает, что она делает. УКВБ ООН защищает права человека и не права фермера на высокий урожай. Что касается прав человека на обеспечение жизненными ресурсами, то, по показаниям специалистов, питьевой воды в Крыму хватает с лихвой, как ее хватало всегда. Крым просто вернулся в свое естественное состояние, которое он имел до постройки Северо-Крымского канала, и от природы был всегда обеспечен ресурсами для жизни человека. Что касается канала, то это не природный объект, а искусственное сооружение, с помощью которого повышалась урожайность сельхозкультур и создавалась избыточная масса продуктов, которую из Крыма после 1961 г. всегда вывозили в другие регионы СССР, в том числе в Россию. А также с помощью воды ЮКК обеспечивались потребности промышленности для расширения и интенсификации производства.
И сейчас хорошо известно, что даже в засушливом 2020 году Россия вывозила из Крыма зерно, овощи и фрукты и продукцию животноводства в Сирию, в регионы России и на экспорт в другие страны, следовательно, воды в Крыму хватает не только для людей, но и для сельского хозяйства и промышленности. А власть ее просто не умеет и не хочет эффективно использовать.
Здесь как раз уместно будет использовать комментарии из социальных сетей под постами о «гуманитарной катастрофе». Люди, прочитав там об отчаянии российских оккупантов, пишут о том, что другие страны построили цветущие города в пустынях, в местностях, еще менее обеспеченных водой, чем Крым, и им хватает воды и для питья, и для приготовления пищи, и для содержания определенного количества животных. А если российские власти не могут этого сделать в цветущем Крыму, то тогда для чего же брались и забирали полуостров у Украины?
Более того, огромная часть воды используется Россией в промышленности, в том числе на военных предприятиях. Например, хорошо известно, что в Севастопольский завод на ремонт сейчас поставлен известный крейсер «Москва». Для обработки и подготовки для окраски корпусов таких крупных судов на заводах в Севастополе и Керчи широко используется технология обработки пескоструйными машинами (россияне называют их «пескоструйками»), в которой используется чрезвычайно большое количество именно пресной воды для предотвращения коррозии металла от морской воды. Известно, например, что когда на заводе в Севастополе работает «пескоструйка», то от водопроводов отключается почти весь город.
Более того, оккупанты часть воды, которая ранее шла на Симферополь, стали перебрасывать на Севастополь именно для обеспечения военных судоремонтных заводов. Симферополь при этом перевели на снабжение водой по графику по 3 часа утром и 3 часа вечером. Но и этого не хватает, поэтому губернатор Севастополя Развожаев и глава Крыма Аксенов уже договорились о переброске в Севастополь воды из реки Коккозка, которая ранее шла в Симферополь. Понимая последствия этого, в Крыму среди населения и в средствах массовой информации уже возникают протесты в защиту воды Коккозки, поскольку если ее заберут, то Симферополь и Симферопольский район оккупационная власть посадит на еще более жесткий график.
Поэтому Наталье Поклонской просто надо сказать, что УВКПЧ ООН защищает право людей пить чистую воду, а не право России тратить драгоценную воду в засушливый год на строительство смертоносных вертолетоносцев в Керчи и ремонт и содержание военной базы в Севастополе, которая угрожает миру во всем Средиземноморье.
Притязания России выдавить из Украины воду различными хитрыми и коварными приемами, а также угрозы военной силой пробить сухопутный коридор из Донбасса через Херсонскую область в Крым с целью открыть плотину на Северо-Крымском канале и силой пустить воду в Крым, свидетельствуют о беспомощности гидрологов «необъятной».
БЕСПОМОЩНОСТЬ ГИДРОЛОГОВ
Во-первых, ситуацию с дефицитом воды оккупационные власти Крыма должны были учитывать всегда и в своих действиях исходить из того, что этот ресурс ограничен, и не вводить в Крым столько воинских частей, полуостров стал «неприступной крепостью», как говорил о нем министр обороны Шойгу. А военные части — это один из крупнейших потребителей воды в нынешнем Крыму. Это мощные танковые, ракетные, моторизованные, авиационные, железнодорожные войска, а также ядерное оружие, которых при Украине в Крыму не было, и количество их и совокупное водопотребление превосходит все разумные потребности.
Во-вторых, не стоило возобновлять водозатратне промышленное производство, особенно военное, которое также рассчитано на отсутствие дефицита воды. Поэтому когда Россия восстанавливала в Крыму бывшие военные заводы СССР, а также переводила их в нынешние военные концерны и доводила им неразумно большие планы и производственные задачи, то тоже надо было рассчитать потребление ими воды и реальные возможности водоснабжения.
В-третьих, по расчетам украинских экспертов Андрея Клименко и Татьяны Гучаковой, российские власти после оккупации уже завезли в Крым на постоянное проживание примерно миллион переселенцев из России, и в целом в Крыму сегодня численность населения превышает 3 миллиона человек, жилища которых подключены к водопроводам без учета потенциальных возможностей водоснабжения. И хотя есть некоторые исторические свидетельства, что был период, когда в Крыму проживало до 5 млн жителей, но это в тот период, когда на полуострове еще не был вырублен большой лес, который занимал территорию от Севастополя до Феодосии и от моря на юге до степи на севере, который защищал территорию Крыма от потерь воды и хранил ее запасы. И тогда в Крыму было гораздо больше рек, чем сейчас, все они были полноводными, и Салгир, который сейчас превратился в канаву, начинался в горах и впадал в Азовское море, и даже Пушкин писал, что видел «судоходный Салгир». Но позже этот лес был вырублен самими же россиянами для строительства кораблей Черноморского флота. О том, как это было и как этим руководил Григорий Потемкин, стоит почитать в романе «Фаворит» Валентина Пикуля. С тех пор в Крыму не было столько населения, как Россия привезла сейчас. Поэтому вопрос: учитывая, что международное право запрещает странам-оккупантам завозить своих людей на оккупированные территории, управляя миграцией людей в Крым, российские власти должны были учитывать ограниченный ресурс воды на полуострове или нет?
С другой стороны, Украина после построения Северо-Крымского канала смогла повысить производство сельхозпродукции в два раза. Естественно, что если канал закрыт, то производство должно было бы упасть в два раза. Но этого не произошло. Сегодня, когда канал не работает, оккупационная власть, во-первых, добивается повышения производства сельхозпродукции и все время хвастается, что это не меньше, чем при Украине, а также экспортирует ее, и во-вторых, не использует водоэкономные технологии и щедро льет потоки воды на поля, а если производство продукции при этом не уменьшилось в два раза, то стоит ли после этого жаловаться, что воды не хватает?
Поэтому нынешние «водные страдания» Крыма и плач псевдодепутата Натальи Поклонской, кроме смеха, ничего другого не вызывают. И УВКПЧ ООН может очень быстро посоветовать оккупационной власти Крыма путь к решению водной проблемы — следует остановить военные заводы, не тратить пресную воду для работы «пескоструек» на кораблях, вывести ненужные никому в Крыму военные части, внедрить современные водоэкономные агротехнические технологии в сельском хозяйстве — и потребление воды придет в свою норму, и всем воды хватит. Как хватало всегда. И не надо будет кричать о «гуманитарной катастрофе». А то дохозяйничались. Все им мало и мало. А канал откроем тогда, когда оккупантов там уже не будет.