Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Военные заблуждения Ближнего Востока

28 июля, 2006 - 19:01

Парадокс имеющего сегодня место насилия в Израиле, секторе Газы и Ливане заключается в том, что решение израильско-палестинского конфликта достаточно очевидно. Большинство израильтян и палестинцев поддерживают предложение о создании двух государств более или менее вдоль границ, существовавших до 1967 года. Крупные арабские государства, включая Египет, Саудовскую Аравию и другие страны, разделяют это мнение. Проблема заключается не в нахождении решения, а в его реализации, потому что влиятельные и часто склонные к насилию меньшинства с обеих сторон выступают против решения, поддерживаемого большинством.

Около трех четвертей израильтян и палестинцев желают мира и компромисса, в то время как четверть населения с обеих сторон, часто охваченная чрезмерным религиозным пылом, желает полной победы над другой стороной. Радикально настроенные палестинцы желают уничтожения Израиля, в то время как радикально настроенные израильтяне требуют контроля над всем Западным Берегом посредством продолжающейся оккупации или даже (по мнению небольшого меньшинства) насильственного выселения палестинского населения.

Когда кажется, что мирное соглашение не за горами, радикалы с одной из сторон конфликта провоцируют взрыв, чтобы пустить мирный процесс под откос. Иногда это выражается в открытом конфликте между умеренными и радикалами на одной стороне, как, например, убийство израильским религиозным фанатиком премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, когда наметился прогресс в мирных переговорах. Иногда же это выражается в террористических актах против израильских граждан со стороны палестинских радикалов в надежде вызвать излишне агрессивную реакцию со стороны Израиля, что разрушает процесс восстановления доверия среди умеренных с обеих сторон.

Умеренные ведут повседневную борьбу с собственными экстремистами, заявляющими, что компромисс невозможен. Израильские экстремисты заявляют, что все палестинцы желают уничтожения самого государства Израиль. Они считают террористические акты, совершаемые палестинскими террористами-самоубийцами, и похищения доказательством того, что мир с другой стороной невозможен. «У нас нет партнеров по миру,» — повторяют они.

Палестинские экстремисты настаивают на том, что Израиль просто ведет игру с целью продолжить оккупацию Палестины и что вывод войск из Газы, а также планы по частичному выводу войск с Западного Берега являются просто тактическим приемом и не означают передачу палестинцам реального контроля над землей, транспортом, водой, обороной и другими атрибутами суверенитета.

Экстремистам удается заблокировать мирный процесс потому, что любой удар с одной стороны систематически вызывает яростный ответный удар с другой. Умеренных постоянно выставляют слабыми и наивными идеалистами. Экстремисты также поддерживают заманчивую фантазию, что полная победа возможна, часто персонифицируя борьбу. Израильские силы постоянно стараются «обезглавить» вооруженную оппозицию уничтожением палестинских лидеров, как если бы проблема заключалась в нескольких индивидуумах, а не в создавшемся политическом тупике. Палестинские экстремисты в свою очередь убеждают население, что Израиль отступит перед лицом очередного террористического акта.

В такой серьезной ситуации детали и символика возможного урегулирования конфликта имеют большое значение. Израильтяне и палестинцы приблизились к соглашению по принципу «земля в обмен на мир» в контексте мирного процесса в Осло. Обе стороны согласились на некое подобие границ, существовавших до 1967 года, однако сделка не состоялась из- за взаимных обвинений в неуступчивости по тому или иному вопросу. Такая сделка может быть заключена сегодня, но только путем избежания бесполезных дебатов по поводу того, кто заблокировал мирный процесс в прошлом.

Работа Тома Шеллинга — специалиста по теории игр и лауреата Нобелевской премии — особенно полезна в этом контексте. Шеллинг установил практическую важность «фокальной точки» переговорного процесса как пути вперед для участников переговоров, находящихся близко к достижению соглашения. Границы, существовавшие до 1967 года, являются неизбежной фокальной точкой в израильско- палестинском конфликте. Обе стороны должны достичь принципиального соглашения относительно границ, существовавших до 1967 года, а затем обменяться небольшими участками земли и распределить контроль (особенно в отношении Иерусалима) путем небольших и приемлемых для обеих сторон отклонений от границ 1967 года.

Другими словами, спор по поводу деталей должен иметь место после того, как обе стороны достигнут принципиального соглашения относительно границ 1967 года, признанных ключевыми странами в регионе и во всем мире и закрепленных в многочисленных резолюциях ООН.

Сегодняшняя трагедия заключается в том, что мы отдаляемся от этого возможного соглашения. Израиль справедливо возмущен похищением своих солдат боевиками, пользующимися поддержкой группировки ХАМАС, в Газе и «Хизбалла» на юге Ливана, но массированное и несоразмерное военное реагирование Израиля играет на руку экстремистам.

Действительно, каждая сторона заявляет, что другая нанесла первый удар. Израиль отказался даже вести переговоры с возглавляемым ХАМАС палестинским правительством, стараясь прижать его финансово и заставить капитулировать. ХАМАС не соглашается на предложение о создании двух государств, разве что очень неопределенно и под большим давлением. Однако общественное мнение в Палестине находится на стороне компромисса. Найти виноватого легко, но это не решит проблемы. Компромисс, основанный на границах 1967 года, является путем к миру.

Соединенные Штаты также не выполняют стабилизирующую роль. Они играют на руку экстремистам, ведя борьбу с терроризмом военными нежели политическими средствами. Так же как война в Ираке была ошибочной реакцией на угрозу «Аль-Каиды», зеленый свет со стороны администрации Буша военным действиям Израиля в секторе Газы и Ливане не предлагает реального решения. США и другие влиятельные внешние игроки должны оказывать давление на обе стороны с целью достижения соглашения по главному вопросу, а не бездействовать в то время, как насилие выходит из под контроля.

Самая могущественная идеология в сегодняшнем мире — это самоопределение. До тех пор, пока не будет существовать палестинского государства и Ирак не будет свободен от американской оккупации, у исламских экстремистов не будет проблем с притоком свежих сил. Военные репрессалии еще больше пополнят их ряды, и до тех пор, пока не будут решены политические проблемы, распространение демократии не изменит ситуации, потому что экстремисты одержат победу на выборах.

Одним словом, со специфической террористической угрозой надо бороться посредством узко направленных контртеррористических операций, в то время как умеренные должны противостоять экстремизму с помощью политики компромисса, а не ложных и опасных иллюзий военной победы.

Джеффри Д. САКС — профессор экономики и директор Института Земли при Колумбийском Университете.

Джеффри САКС. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ