«Великий и ужасный» Глеб Павловский, «делатель президентов» и организатор удачных предвыборных кампаний, отказался от интернет- ресурсов, ставших примеров для подражания на всем постсоветском пространстве. Павловский одним из первых решил, что Интернет может быть не только средством информации и обмена мнениями, но и орудием пропаганды — его политические ресурсы создавались именно с этой целью и были преподнесены Кремлю как новое слово во влиянии на новое общество.
Ничего не вышло. Деньги потрачены зря. ВГТРК, которой отдали ресурсы Павловского — в том числе и образцово-пропагандистскую «страну.ру», и столь интересующую многих в нашей стране «Украину.ру» — констатирует, что проекты находятся в состоянии клинической смерти. И неважно, начнет ли ВГТРК выплачивать зарплату интернет-пропагандистам или просто втихую закроет большую часть нерентабельных проектов, важно другое — идея Павловского доказала вопиющую несовременность пропаганды в виртуальном мире. Если бы Павловского не было, его нужно было бы выдумать.
Пропаганда хороша там, где население смотрит только два—три—пять контролируемых телеканала и читает два— три—пять контролируемых таблоида. Но подобная ситуация складывается в экономически неразвитых обществах, обществах вчерашнего дня. Павловский апеллировал к новой аудитории, пускай немногочисленной, но мобильной — той молодой и активной аудитории, которая внутри постсоветского пространства моделирует жизнь в развитых странах.
Этой аудитории оказалось начхать на пропаганду хотя бы потому, что она может легко сравнивать информацию в многочисленных источниках — и одним движением «мышки» переноситься из интернет-ресурсов власти даже не к оппозиционной точке зрения, а на сервер какой-нибудь западной газеты или телеканала. Эта аудитория замечает, что жизнь многообразнее, сложнее, насыщеннее и не сводится к «стране.ру». Она точно знает, что «Украина.ру» — страна виртуальная, существующая только в фантазии своих редакторов. Но одновременно — страна очень скучная. В Интернете куда больше интересных виртуальных стран, а вне Интернета есть куда более интересная реальность.
С этой реальностью и придется теперь столкнуться вышедшему из Интернета московскому политологу. У пропаганды нет будущего, даже если ее размещать на экране компьютера. Эта такая же правда как и то, что полковнику никогда не стать генералом, даже если избрать его президентом. Волшебство не безгранично.