Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Воплощая идею «результативной Европы»

10 июля, 1996 - 19:48
ГЛАВА ЕВРОКОМИССИИ ЖОЗЕ МАНУЭЛЬ БАРРОЗУ УЖЕ ИМЕЕТ БОЛЬШОЙ ОПЫТ РАБОТЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ЕС. НО УДАСТСЯ ЛИ ЕМУ В СЛУЧАЕ ЕГО ПЕРЕИЗБРАНИЯ ВОПЛОТИТЬ В ЖИЗНЬ ИДЕЮ «РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ЕВРОПЫ», КОТОРУЮ ПРЕДЛОЖИЛ ЛИДЕР САМОЙ БОЛЬШОЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПАРЛАМЕНТЕ ПАРТИИ? / ФОТО РЕЙТЕР

Цунами, пронесшееся по финансовым рынкам, является глобальной катастрофой. Однако если к этому делу подойти правильно, то кризис имеет все шансы поднять уважение к Европейскому Союзу и его организациям. Проблема легитимности ЕС имеет два различных аспекта: апатию, ведущую к низкой явке на европейских парламентских выборах, и откровенный евроскептицизм. Низкая явка избирателей частично отражает их разочарование в нынешнем положении дел в Евросоюзе, а также представление людей о том, что их голос не окажет большого влияния.

Европейский скептицизм, с другой стороны, и появившаяся на горизонте угроза антиевропейского популизма связаны с той идеей, что ЕС не только не способен предложить выход из кризиса, но и фактически является частью этой проблемы. Таким образом, хотя Европейский Союз и вселяет в нас надежду, что Европа сегодня способна конкурировать в чрезвычайно тяжелой обстановке, ее фактически обвиняют в глобализации.

Многие люди путают эти два аспекта легитимности ЕС, считая, что явку на европейские выборы можно как-то повысить, указав людям на порядочность и важность Евросоюза. Но в большинстве случаев это невозможно.

На первый взгляд, самый простой ответ на проблему низкой явки избирателей — это дать больше полномочий Европейскому парламенту. Но если бы решение состояло в этом, мы бы тогда не имели явки, стабильно падающие с момента их пика в 63%, который был зафиксирован на первых выборах в Европейский парламент в 1979 году. В конце концов, с тех пор влияние и полномочия Европарламента в принятии совместных решений значительно возросли.

Проблема состоит в том, что выборы в Европарламент должны иметь определенный смысл и цель, чтобы как-то заинтересовать избирателей. То есть они должны предлагать реальный выбор. А реальный выбор требует создания предвыборных кампаний всех организаций и сил повсеместно в Европе. Это заставит сделать выбор, и председателя Еврокомиссии сделает зависимым от исхода выборов в Европарламенте.

Но, по сути, оба эти условия уже выполнены. В 2004 г. премьер-министр Португалии Жозе Мануэль Баррозу был назначен председателем Еврокомиссии, так как он является выходцем из политической организации с самыми убедительными результатами выборов — Европейской народной партии. На выборах в этом году присутствовало самое большое в истории количество народных организаций на европейском уровне.

Я полагаю, самым значимым методом пробуждения интереса избирателей на европейских выборах будет открытие выборов председателем Еврокомиссии, а также создание реальных условий для политических дебатов в масштабах всей Европы во время следующей выборной кампании.

Скептицизм в Европе можно обуздать, только если сам Союз начнет функционировать более продуктивно, и, кажется, все к этому идет. Именно потому, в свете провалившегося референдума по Евроконституции четыре года назад во Франции и Нидерландах, Еврокомиссия попыталась подчеркнуть значимость идеи «результативной Европы», стараясь, посредством демонстрации реальных достижений, убедить граждан в правоте этого принципа.

Учитывая серьезность и значимость экономического кризиса, для Европейского Союза настало время по возможности продемонстрировать его политическую и экономическую мощь. И цель — не только снова завоевать доверие и симпатию скептически настроенных европейцев, но и убедить их в том, что Евросоюз жизненно необходим для решения любых проблем, с которыми сталкиваются европейские граждане.

Европейцы понимают, что относительно малые национальные государства, являющиеся основой жизнедеятельности Евросоюза, уже более не способны самостоятельно противостоять выпавшим на их долю гигантским проблемам. Разразившийся прошлой осенью финансовый кризис в Ирландии вызвал новый всплеск в общественном сознании относительно Европейского Союза; даже в Исландии, находящейся на окраине нашего континента, вопросы евро и членства в ЕС стали приоритетными. Европейские государства стали настолько взаимосвязаны, что изолированная макроэкономическая деятельность, в частности, по таким вопросам, как контроль и регулирование финансового рынка, обречена на провал.

Изменяющийся мир, в котором новые сверхдержавы, такие как Китай и Индия, играют все более и более возрастающую роль, не даст время Европе одуматься и переосмыслить многие моменты. Вместо бездействия Евросоюз должен продемонстрировать лидерство при решении насущных глобальных проблем.

Что касается Европейской народной партии, то для нас сама по себе экономика не является венцом всего. Она должна служить интересам людей. Экономический кризис был вызван недальновидностью мировой финансовой системы и отсутствием в ней контроля. Сейчас мы должны пересмотреть и переоценить роль инструментов регулирования на финансовых рынках, а также в экономике — в более широком смысле. Мы не можем позволить финансовому сектору «уносить в сторону» прибыль, оставляя налогоплательщикам бремя выплат всех потерь и издержек.

И это не означает, что мы пропагандируем движение навстречу социализму. Мы хотим лучшего и более мудрого регулирования и контроля, а не регулирования и контроля ради них самих. Нам видится пять слагаемых восстановления:

— создание новых рабочих мест должно стать основополагающим и приоритетным, с реформированием системы образования и созданием системы обучения на протяжении всей жизни, и инвестиций в эту систему — создавать возможность для этого является жизненным кредо;

— нужно прекратить затянувшийся спад в мировой экономике. Правительства Европы должны и дальше тесно сотрудничать в направлении координации и усовершенствования денежно-кредитной и налоговой политики;

— международная финансовая архитектура должна быть перестроена. Экономические и финансовые методы управления и контроля со стороны Европы являются недостаточными для существования здоровой мировой финансовой системы;

— экономический кризис — это возможность увеличения доли инвестиций в «зеленые технологии». Это сделает Европу менее зависимой от ископаемых видов топлива;

— следует предотвращать политику протекционизма внутри Европы и за ее пределами. Европейский внутренний рынок — это успешный урок в истории. Он, бесспорно, способствовал росту и создавал новые рабочие места.

«Результативная Европа» — это достижимо. Это может укрепить легитимность Евросоюза, если вышеизложенные рекомендации, вкупе с успехом от данных мероприятий, будут четко и эффективно донесены до сведения широкой общественности.

Вильфред МАРТЕНС — президент Европейской народной партии и бывший премьер-министр Бельгии.

Вильфред МАРТЕНС. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ