Сегодняшний кризис в Ливане — это кризис ливанского государства. Если мы хотим остановить насилие, следует устранить данный структурный кризис.
Когда в 2000 году Израиль вывел свои войска из южного Ливана, международное понимание ситуации заключалось в том, что ливанское правительство вновь утвердит свою власть на освобождeнных территориях. Организация «Хизбалла», которая вела вооружeнную борьбу против израильской оккупации, должна была разоружиться и превратиться в политическую силу, представляющую шиитское сообщество, которое исторически угнеталось правящими в Ливане элитами маронитов, суннитов и друзов.
Ничего из этого не произошло. Вместо того, чтобы развернуть свои войска в южном Ливане, слабое правительство в Бейруте уступило стремлению организации «Хизбалла» превратить данный регион в плацдарм для атак на Израиль. За последние шесть лет «Хизбалла» фактически создала государство в государстве: еe боевики стали единственной военной силой в южном Ливане, они понастроили блокпостов вдоль границы с Израилем, иногда всего лишь в нескольких метрах от неe. Время от времени «Хизбалла» обстреливала Израиль, а еe лидер Хасан Насралла продолжал свои кровожадные выпады, направленные не только против Израиля и сионизма, но и против всех евреев.
Резолюция № 1559 Совета Безопасности ООН, которая недвусмысленно призывала к разоружению всех боевиков и восстановлению власти ливанского правительства на юге, осталась незамеченной. После широко объявленной «кедровой революции» 2005 года «Хизбалла» даже вошла в состав ливанского правительства, в то же время сохранив свои вооружeнные формирования и контроль над югом страны.
Израиль со своей стороны, до сих пор не оправившийся после своей неудачной войны 1982 года в Ливане, предпочитал не отвечать на атаки организации «Хизбалла» и надеялся на то, что они перестанут совершаться. Однако подобные абсурдные ситуации имеют тенденцию взрываться, как это и произошло, когда «Хизбалла» похитила двух израильских солдат с израильской территории.
Дальнейшее существование противозаконного государства в государстве, созданного организацией «Хизбалла», нельзя больше терпеть. Однако сам Ливан слишком слаб для того, чтобы утвердить свой суверенитет. С другой стороны, Израиль не позволит организации «Хизбалла» возобновить свои базы вдоль границы или сохранить свой ракетный потенциал.
Чтобы добиться восстановления эффективного ливанского суверенитета в южном Ливане, необходимы решительные действия международного сообщества, а не только сегодняшние рукопожатия и риторика. Основными элементами подобного международного подхода являются следующие пункты:
1. Организация «Хизбалла» должна немедленно освободить без всяких условий двух израильских солдат.
2. Израиль должен прекратить свои военные действия в Ливане.
3. Ливанское правительство должно попросить о международной помощи в выполнении резолюции № 1559.
4. С этой целью срочно должны быть задействованы соответствующим образом вооружeнные международные миротворческие силы.
Чтобы добиться успеха, эти силы должны действовать совершенно иначе, чем это делали потерпевшие провал предыдущие силы ООН в Ливане. Расположенные сегодня в южном Ливане силы ООН под названием UNIFIL — это неудачная шутка. Как и силы ООН в Сребренице во время Боснийской войны, силы UNIFIL только портят репутацию ООН: они не остановили ни одного террористического нападения на Израиль, как и не остановили вторжение Израиля в Ливан в 1982 году.
Сейчас необходим ввод военного контингента, обладающего полным правом применять силу. Он должен быть международным по составу и должен быть благословлeн ООН, но он не должен быть войсками ООН. Он может быть создан на базе сил НАТО с сильной европейской составляющей. Чтобы придать легитимности его деликатной миссии в арабской стране, следует включить в его состав солдат из Марокко, Саудовской Аравии и, возможно, из Пакистана.
Задачи подобного контингента должны заключаться в следующем: помочь ливанской армии (если надо, с применением силы) развернуться в южном Ливане, участвовать в разоружении организации «Хизбалла» и патрулировать израильско-ливанскую границу, обеспечивая отсутствие вторжений с любой из сторон.
И последнее, но немаловажное: мало кому известна одна аномалия статуса Ливана до сегодняшнего дня — Сирия не признала полностью его существования как суверенной нации (в сирийских школьных учебниках Ливан фигурирует как часть Великой Сирии). Соответственно, между двумя странами отсутствуют нормальные дипломатические взаимоотношения: в Бейруте нет сирийского посольства, а в Дамаске — ливанского.
Данная ситуация абсурдна и опасна, а беспомощная Лига арабских государств никогда по- настоящему не пыталась еe исправить. Чтобы содействовать независимости и безопасности Ливана и выполнить резолюцию ООН № 1559, Сирию следует принудить признать суверенитет и независимость Ливана.
Существование организации «Хизбалла» в качестве мини-государства в южном Ливане — это вопиющее нарушение суверенитета Ливана. Данный вакуум законной власти привeл к сегодняшнему кризису, и его следует немедленно заполнить. Сам Ливан не сможет утвердить свой суверенитет на юге страны. Вооружeнные силы Израиля также не в состоянии этого сделать. Пустых слов из Санкт-Петербурга, Брюсселя или из штаб-квартиры ООН недостаточно, как недостаточно и простого прекращения огня, т.к. это просто вернeт ситуацию в регионе в исходное состояние.
Вместо этого необходимы фундаментальные преобразования. Только эффективные вооружeнные силы, обладающие международной легитимностью, могут обеспечить их осуществление. В противном случае мы все обречены стать свидетелями продолжения сегодняшнего периода насилия.
Шломо АВИНЕРИ — бывший генеральный директор министерства иностранных дел Израиля, профессор политологии в Еврейском университете в Иерусалиме