У меня есть четкая мечта. Я хочу видеть Европу континентом без разграничительных барьеров, где люди, идеи, торговля и инвестиции свободно пересекают границы, постепенно теряющие свое значение. Это может сделать Европу и европейцев успешнее, передовыми и защищенными.
Инициатива «Восточное партнерство» была основана в Праге в мае 2009 года после предложения, выдвинутого Швецией и Польшей. Идея заключалась в том, чтобы наладить более тесные взаимоотношения между Европейским Союзом и восточноевропейскими соседями: Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдовой, Украиной и Беларусью. Вместе мы определили, что «Восточное партнерство» основывается на общих ценностях, таких как демократия и права человека, и что это должно ускорить политическую ассоциацию и экономическую интеграцию стран Восточной Европы с ЕС.
В течение многих лет такая мечта постоянно подвергалась сомнениям. В ЕС существует прочная поддержка «Восточного партнерства», но не всегда наши желания совпадают. В странах «Восточного партнерства» общественная поддержка сближения с ЕС также мощная, но частные интересы часто становятся на пути или замедляют необходимые реформы. Кроме того, мы сталкиваемся с растущим внешним давлением, направленным против тесного сотрудничества ЕС со странами Восточной Европы. Так, Российская Федерация, похоже, пытается использовать все имеющиеся средства в грубой попытке сбить с европейского пути наших партнеров. Такая кампания не имеет под собой никакой логики и противоречит взаимовыгодному подходу «Восточного партнерства». Глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли полностью соответствует соглашениям о свободной торговле с другими странами, при этом ЕС приветствует развитие и улучшение торговых связей между странами СНГ. Но членство в Таможенном союзе — это другое дело. В ЕС мы в дальнейшем будем настаивать на том, что выбирать собственный путь является суверенным правом каждой страны, а незаконное давление является неприемлемым.
Третий саммит стран «Восточного партнерства» состоится в Вильнюсе 28—29 ноября этого года. Приближение к саммиту дает возможность ожидать возможность отпраздновать начало новой эры в отношениях между ЕС и Восточной Европой.
На многих направлениях, несмотря на различные проблемы, «Восточное партнерство» достигло большего, чем мы могли ожидать в первые годы его существования. До саммита мы надеемся завершить переговоры относительно Соглашения об ассоциации, включая положение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Грузией, Молдовой и Украиной и продолжить переговоры с Азербайджаном. В принципе, можно было бы завершить переговоры относительно Соглашения и с Арменией, но теперь возникают серьезные сомнения относительно этого.
«На многих направлениях, несмотря на различные проблемы, «Восточное партнерство» достигло большего, чем мы могли ожидать в первые годы его существования. До саммита мы надеемся завершить переговоры относительно Соглашения об ассоциации, включая положение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Грузией, Молдовой и Украиной и продолжить переговоры с Азербайджаном. В принципе, можно было бы завершить переговоры относительно Соглашения и с Арменией, но теперь возникают серьезные сомнения относительно этого».
Эти соглашения имеют беспрецедентный масштаб и объем. Упрощен также режим поездок граждан между ЕС и всеми странами «Восточного партнерства», кроме Беларуси, которая еще должна дать ответ на предложение ЕС относительно Соглашения об упрощении визового режима 2011 года.
Заметно растет сотрудничество в рамках многих проектов, платформ, экспертных советов и семинаров. Гражданское общество в значительной степени вовлечено в этот процесс, и такое участие общественности является главным достижением «Восточного партнерства». Кроме того, инициатива поставила весь регион в верхнюю часть повестки дня ЕС в напряженном соревновании с другими вопросами и регионами, которые требуют внимания и усилий ЕС.
Вместе с тем понятно, что еще нужно очень много сделать. Чтобы в полной мере осуществить планы «Восточного партнерства», ЕС и страны партнерства должны покинуть свои уютные ниши. Европейский Союз должен быть готов полнее включить в себя новые европейские страны и их граждан, увеличив нашу политическую, практическую и финансовую помощь. В то же время, страны-партнеры должны понять, что ЕС — это не только клуб торговли и большой политики, а цивилизационный выбор в пользу конкурентоспособной политики и полностью демократических выборов, верховенства права, защиты меньшинств и активного, порой даже напористого гражданского общества.
Мы хотим видеть в странах региона «Восточного партнерства» более четкую позицию и эффективные действия, направленные на усиление уважения к общих европейских ценностей, которых все мы согласились соблюдать. Настоящая европейская интеграция требует больше чем красивые слова и реформы, остаются на бумаге. И, конечно, чем больше страна-партнер желает интегрироваться в ЕС, тем суровее будут соответствующие критерии.
В этом контексте я был очень обеспокоен признакам отступления от демократии, что наблюдались в последние годы в Украине, когда недостатки избирательной системы, случаи выборочного правосудия и отсутствие реформ привели к замедлению процесса европейской интеграции. Наша цель на саммите — увидеть четкий перелом этой тенденции, что сделает возможным подписание Соглашения об ассоциации и, таким образом, сделает Украину первой из стран-партнеров, что завершила этот этап.
Грузия и Молдова имеют высокий уровень амбиций в отношениях с ЕС. Грузия с годами осуществила впечатляющие реформы; особого внимания заслуживает борьба с коррупцией. Но сегодня стране необходимо совершенствовать свои демократические достижения и организовать передачу политической власти без нарушения прав новой оппозиции. Молдова очень серьезно относится к приближению к ЕС, она добилась большего продвижения в вопросе будущего безвизового режима с ЕС по сравнению с другими странами-партнерами. Вместе с тем, политический кризис весной этого года продемонстрировала, что Молдове надо еще много работать над деполитизацией своих государственных учреждений.
В отношении Армении, то с началом инициативы «Восточного партнерства» отношений страны с ЕС улучшились. Но недавний разворот на 180 градусов в сторону евразийской интеграции вызывает у нас много вопросов.
Азербайджан прямо заявил о том, что его главная заинтересованность в сотрудничестве с ЕС связана с энергетическим сектором и модернизацией экономики. Экономический подъем в этой стране еще не вызвал расширение гражданских свобод, мы внимательно будем наблюдать за ходом предстоящих выборов здесь в октябре.
Белоруссия так и не выполнила давнее требование ЕС относительно освобождения всех политических заключенных, здесь мало что свидетельствует об реальные реформы. Как следствие, ЕС принял санкции и проводит политику разборчивого приглашения, поэтому двустороннее сотрудничество между ЕС и Белоруссией ограничено.
Во всем регионе стран «Восточного партнерства» существует острая необходимость в серьезной борьбе с коррупцией и частными интересами. Бесспорно, решение затянувшихся конфликтов, которые влияют на Армению, Азербайджан, Грузию и Молдову, является решающим для стабильности и будущего процветания региона.
Заключение соглашений об ассоциации с несколькими странами «Восточного партнерства» станет вікопомним шагом в наших отношениях, но потенциал соглашений будет реализовано только в процессе их реализации.
Выполнение реформ требует одинакового политического мужества как со стороны стран «Восточного партнерства», так и ЕС, особенно, когда кажется, что цена реформ превышает краткосрочные преимущества. Реформы не сразу получают поддержку целевых групп. Взаимное открытие рынков ЕС и стран «Восточного партнерства» будет выгодным в плане лучших возможностей для экспорта и иностранных инвестиций, притока более дешевых и более качественных импортных товаров для потребителей и предприятий. Однако, в краткосрочной перспективе это поставит ранее защищеные государственные компании в условия жесткой конкуренции. Еще один конкретный пример — защита меньшинств и обязательства бороться против дискриминации, в частности дискриминации на почве сексуальной ориентации. В контексте европейской интеграции это даже не обсуждается.
В рамках ЕС и в рамках оказания двусторонней помощи Швеция твердо настроена поддерживать интеграцию Восточной Европы. До конца этого года правительство Швеции планирует принять новую семилетнюю стратегию сотрудничества со странами «Восточного партнерства», выделив на эти цели 500 млн. евро. Это — приложение к обсуждаемой ныне масштабной программы поддержки стран этого региона на период 2014—2020 гг., которую ЕС надеется предоставить.
Новая шведская стратегия станет продолжением сотрудничества между Швецией и несколькими странами «Восточного партнерства», что имеет длительную историю, которая берет начало порой з1990-х лет. Главными приоритетами являются права человека, надлежащее управление, гендерное равенство, гражданское общество, защита окружающей среды и развитие рыночных экономик. Кроме этого, недавно Швеция назначила специального Посла по вопросам «Восточного партнерства», главная задача которого заключается в содействии дальнейшему развитию партнерства между ЕС и странами партнерства.
В Швеции и в ЕС нет альтернативы продолжению искренних отношений с нашими восточноевропейскими соседями. Мы живем на одном континенте, и наши судьбы переплетены. В течение следующих лет должны сосредоточить усилия на выполнении взаимных обязательств в таких областях, как торговля, мобильность, дальнейшая демократизация и защите прав человека. Вместе с этим следует начинать думать о следующих шагах в воссоединенной Европы, которые могут включать «экономическую зону стран «Восточного партнерства». Так или иначе, ЕС не откажется от стремления движения в сторону «Восточного партнерства», пока хоть одна страна «Восточного партнерства» будет разделять такое желание.
Я глубоко убежден в том, что мы все выиграем от углубления отношений в Европе, и что, возможно, в более далекой перспективе двери в ЕС должны быть открытыми для любой европейской страны, которая желает присоединиться и соответствует всем критериям.