Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Война без перерывов

Что изменилось в Ираке без Саддама?
20 марта, 2006 - 19:51

Накануне третьей годовщины ввода сил международной коалиции в Ирак в разных странах мира прошли демонстрации протеста. Первыми стали Австралия и Япония, за ними демонстрации прошли в европейских странах. Наибольшее число участников демонстрации собрали в Дании, военный контингент которой в Ираке насчитывает 530 военнослужащих. В Швеции акции протеста прошли в Стокгольме и Гетеборге. В общей сложности в них участвовало около тысячи человек.

Недовольство политикой администрации Дж. Буша и затягиванием войны в Ираке наблюдается во многих странах мира, в частности в Соединенных Штатах и Великобритании. Руководство некоторых стран даже было вынуждено принять решение о выводе своего военного контингента из Ирака. Первой ласточкой стала Испания, которая вывела свои войска после взрывов в Мадриде. После этого соответствующие решения были приняты правительствами Украины, Нидерландов, Болгарии и Венгрии.

В марте 2005 года премьер-министр Италии Сильвио Берлускони подтвердил президенту США Дж. Бушу свое намерение начать вывод итальянских войск из Ирака уже в сентябре. Всего Италия отправила в Ирак под американское командование около трех тысяч военных. Участие в войне в Ираке никогда не было популярным среди итальянцев. Тему участия войск в Ираке активно использовала и оппозиция.

В декабре 2004 года правительство Польши приняло решение о сокращении своего военного контингента в Ираке почти на треть, тогда было выведено 700 военных из 2400. Официально было объявлено, что это объясняется двумя причинами. Во-первых, уровень насилия в подконтрольных районах Ирака уменьшается, а во-вторых, пребывание польских военных в Ираке слишком обременительно для бюджета страны. При этом, в соответствии с данными опросов общественного мнения, более 70% поляков — за полный вывод войск из Ирака. Несмотря на это, в конце 2005 года правительство Польши решило продолжить срок пребывания своего военного контингента в Ираке до конца 2006 года. На данное время в Ираке находится около 1500 польских военных. До конца марта 2006 года численность польского контингента в Ираке должна быть сокращена до 900 человек.

Недавно в 2006 году министр обороны Великобритании Джон Рид объявил, что число британских солдат в Ираке уменьшится до 7 тысяч. По его словам, это стало возможным потому, что сегодня иракские войска, в рядах которых насчитывается 23,5 тыс. военных, способны брать на себя тактические операции. Дж. Рид отметил, что это не является частью плана передачи полномочий иракцам. Если большинство стран официально объявляют, что вывод войск связан не в последнюю очередь с негативным общественным мнением внутри страны, то правительство Великобритании так вопрос не ставит, опасаясь, что сокращение британского контингента подаст ложный сигнал боевикам. С октября 2003 года британский контингент в Ираке уменьшился на 3 тысячи человек. Тогда он состоял из 10 тысяч солдат. Даунинг-Стрит настаивает на том, что не существует графика вывода британских войск из Ирака, и они выводятся по мере «количественного и качественного» формирования иракской армии. Однако один со старших командиров британского контингента в Ираке, генерал-лейтенант Ник Хафтон заявил, что солдаты могли бы вернуться из Ирака до 2008 года.

Тем не менее президент США Дж. Буш накануне третьей годовщины начала «Операции иракская свобода» заявил, что остается оптимистом касательно ситуации в Ираке, и как и ранее считает, что вторжение США в Ирак было правильным решением. Дж. Буш считает, что, несмотря на протесты общественности даже в самих Соединенных Штатах, Америка и мир сегодня в большей безопасности. Это достижение, которым Америка и ее союзники могут гордиться.

Менее оптимистичные заявления можно услышать в эти дни в самом Ираке, где уровень насилия не уменьшается, а постоянно возрастает. Так, бывший премьер-министр Ирака Айяд Алауи считает, что его страна находится в состоянии гражданской войны, ежедневно в стране гибнет 50—60 человек. «Если это не гражданская война, то только Всевышний знает, что такое гражданская война», — отметил А. Алауи. Бывший иракский премьер заявил, что размах насилия постепенно достигает точки, откуда нет возврата, и последствия этого могут почувствовать и Европа, и Америка.

Тем временем, официальные лица в Британии неоднократно опровергали утверждение о том, что в Ираке может начаться или уже идет гражданская война. Кого пытаются успокоить такими утверждениями представители коалиционных войск — жителей Ирака, международное содружество или самих себя?

С утверждением А. Алауи соглашается и радикальный шиитский имам Моктада Садр, который заявил 13 марта, что Ирак находится в состоянии гражданской войны. В то же время, по словам Садра, он не собирается призывать свою вооруженную группировку — «армию Махди» — к действиям в ответ на нападения на прошлой неделе на шиитские районы.

Ситуация усложняется и тем фактом, что новый иракский парламент, который был избран еще 15 декабря 2005 года, до сих пор не сформировал состав нового иракского правительства. Фактически переговоры по формированию правительства зашли в тупик, что негативно влияет на общее положение в стране. Даже сам парламент собрался на свое первое заседание только 16 марта 2006 года. Начало работы нового парламента откладывалось именно из-за споров по поводу кандидатов на руководящие посты. Иракцам придется ждать окончания формирования нового правительства еще несколько недель. Большинство иракцев считают, что создание правительства национального единства поможет спасти Ирак от гражданской войны, но на этом пути еще много препятствий. В частности, предложенная шиитами кандидатура Ибрагима Джаафари на пост премьер- министра не устраивает представителей других общин, а без них Джаафари не может сформировать правительство. Последний год Джаафари исполняет обязанности премьер-министра во временном правительстве, но из-за продолжающегося насилия в стране споров относительно текста новой конституции Ирака, его кандидатура уже не считается такой желанной на роль нового премьер-министра. Могут возникнуть проблемы и с избранием спикера парламента. В соответствии с конституцией, он должен быть избран на первом заседании, которое может затянуться на неопределенное время.

Фактически можно сделать вывод, что несмотря на заявления официального Вашингтона, ситуация в Ираке и в общем в регионе, не стала лучше, а уровень безопасности значительно ухудшился. После трех лет войны, которая официально была давно провозглашена завершенной, боевые действия и террористические акты продолжаются фактически ежедневно, а опросы общественного мнения показывают снижение уровня поддержки в первую очередь в странах, входящих в коалиционные войска. Неопределенными остаются и перспективы стабилизации ситуации в стране и вывод коалиционных войск. Без этих перспектив невозможно говорить и о конкретных планах восстановления страны.

Анна ШЕЛЕСТ, эксперт
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ